12) Каким должно быть расписание для детей в гурукуле и колледже варнашрамы? Цитаты Шрилы Прабхупады, связанные с данным вопросом:
Беседа в комнате с доктором Теодором Ньюппером, 6 ноября 1976 г., Вриндавана
Джагадиша: Я хотел в первую очередь обсудить ежедневное расписание. Оно начинается с того, что мальчики просыпаются между 3.30 и 3.45.
Прабхупада: Почему так рано?
Джагадиша: Почему между 3.30 и 3.45? Это время, когда все просыпаются.
Прабхупада: Мы проводим мангала-арати в 5 часов. Почему 3.30?
Джагадиша: Ну, они читают джапу перед мангала-арати.
Прабхупада: Нет-нет. Для них это будет слишком рано. Они прежде всего...
Джашадиша: Они привыкли вставать в...
Прабхупада: А?
Джагадиша: Они встают по утрам в это время уже который год.
Прабхупада: Если они привыкли, тогда ладно. Но в противном случае ненужно вставать так рано. Когда они ложатся спать?
Джагадиша: В 8.15.
Прабхупада: О, тогда хорошо. Это хорошо. У них должно быть, как минимум, шесть полных часов для отдыха.
Джагадиша: О, у них больше времени, чем шесть часов.
Прабхупада: Затем...
Джагадиша: Затем они встают, приводят себя в порядок, омываются и одеваются — до 4.10. После этого они повторяют джапу с 4.10 до 5 утра под надзором своего преподавателя. Потом арти, поклонение туласи. А после поклонения туласи они снова читают джапу до гуру-пуджи, приветствия Божеств.
Прабхупада: Хм?
Джагадиша: С момента окончания поклонения туласи и до начала приветствия Божеств.
Прабхупада: Сколько времени это занимает?
Джагадиша: 1 час 15 минут. В общей сложности время, отведенное на джапу, составляет...
Прабхупада: А кто... Они будут... Маленькие мальчики, они могут уделять этому так много времени?
Джагадиша: Ну, это не маленькие мальчики. Это...
Прабхупада: О, преподаватели.
Джагадиша: Это мальчики, которым, как минимум, 9 лет, 9-10 лет.
Прабхупада: И всё равно...
Преданный: 9-14 лет.
Прабхупада: Их следует занимать воспеванием, а не просить их сидеть и повторять джапу. Для них это будет невозможно.
Джагадиша: Проблема в том, что некоторым мальчикам 14, 15 или 13 лет. Им следует повторять джапу, поскольку от них требуется повторять 16 кругов в день. Многие из них иници...
Прабхупада: 16 кругов. Для этого требуется максимум 2-2,5 часа.
Джагадиша: Некоторые из младших мальчиков повторяют 6 или 8 кругов вместо 16. Они повторяют такое количество за отведенное время, а потом у них начинаются занятия. Затем они посещают храмовую программу, гуру-пуджу и класс по «Бхагаватам». А после этого они поднимаются наверх, стирают свою одежду и наводят чистоту в ашраме. На это у них уходит примерно час — чтобы постирать свою одежду, подмести и помыть пол, убраться в душевой комнате, выстирать свою одежду...
Прабхупада: Когда же они декламируют мантры?
Джагадиша: «Брахма-самхиту»?
Прабхупада: Или другие...
Джагадиша: Другие мантры. В... Сейчас они декламируют по утрам с 9 до 9.30 вместе с Яшодананандой Махараджем.
Прабхупада: Рано утром они этого не делают?
Яшоданандана: Рано утром я привожу некоторых из мальчиков в комнату Божеств в период с 5.30 до 6 ч. Мальчики и Божества.
Прабхупада: Почему? Почему в комнату Божеств? В комнате Божества не надо декламировать. Кто тебе сказал, что так можно поступать? Нет необходимости. А? Внутри комнаты Божеств? Ты сказал?
Джагадиша: Когда мы слышим, как по утрам они декламируют, этот звук исходит отсюда.
Прабхупада: О, снаружи они могут декламировать, да. Может происходить омовение Божеств, переодевание и так далее. Можете декламировать, но не в комнате Божеств. Можете делать это снаружи. Дальше. Когда у них начинается чтение, правописание?
Джагадиша: Это начинается в 10.15, после прасадам. Они принимают прасадам в 9.30, и в 10.15 у них начинается урок английского языка.
Прабхупада: Сразу после принятия прасадам?
Джагадиша: Да. Через 15 минут.
Прабхупада: Хм. Что начинается?
Джагадиша: Урок английского. Он продолжается полтора часа. Потом урок математики, он длится 45 минут.
Прабхупада: Это не должно происходить без перерыва. Им следует давать перемену — 10 минут. Потом пусть снова приходят на урок. И урок не должен быть дольше 45 минут. Одно занятие не должно быть дольше 45 минут. После этого должна быть перемена в течение 10 минут, потом следующее занятие.
Джагадиша: Для программы изучения английского языка необходимо, чтобы у них было достаточно времени для того, чтобы читать и писать. Для этого требуется полтора часа — два урока подряд.
Прабхупада: Между ними, посреди полутора часов давайте им перемену на 10 минут.
Джагадиша: Чем им следует заниматься на перемене?
Прабхупада: Ничем. Они будут свободны. Ничего не делать. Перемена означает ничего не делать. Это нужно для того, чтобы отдохнул мозг. Все занятия без перерыва — так нельзя делать. Это нехорошо. Максимум 40 или 45 минут. Затем давайте им 10 минут свободного времени. Потом начинайте следующий урок. Один урок не должен длиться больше 40-45 минут — что бы там ни было — чтение или правописание.
Джагадиша: Затем после уроков, к 12.30 они снова принимают омовение, во второй раз...
Прабхупада: В этом нет необходимости. После прасадам им не следует принимать омовение в течение, как минимум, четырех часов...
Джагадиша: Нет.
Прабхупада: Почему нет? Это дети. У них обязательно должен быть завтрак.
Джагадиша: Они едят три раза в день. Первый в... Так устроена вся храмовая программа. Весь храм принимает пищу утром в 9.30, и мальчики получают прасадам в это же время. Потому что все едят в одно и то же...
Прабхупада: Но рано утром им следует есть, как минимум, десерт, какие-нибудь сладости.
Бхагатджи: Например, сладкую смесь из зерновых, орехов, сухофруктов...
Прабхупада: Сладости, которые остаются после мангала-арати, — их следует раздавать детям. Немного сладостей. Потом в 9.30 они могут принимать прасадам.
Джагадиша: Полный завтрак.
Прабхупада: Да. Что потом? Когда они повторно принимают омовение?
Джагадиша: В нашем расписании второе омовение в 12.30.
Прабхупада: Затем, в какое время... 12.30, а потом?
Джагадиша: После омовения они принимают немного прасадам.
Прабхупада: Да, это хорошо. Тогда это правильно.
Джагадиша: Потом в 1.30 им дается время на отдых.
Прабхупада: Да, хорошо. Сколько времени дается?
Джагадиша: Один час.
Прабхупада: Правильно.
Джагадиша: Затем у них уроки санскрита с 2.30 до 4 ч.
Прабхупада: Хм. С 2.30 до 4, это хорошо.
Джагадиша: Полтора часа. Значит, здесь должна быть перемена между двумя уроками.
Прабхупада: Хм?
Джагадиша: Это занимает полтора часа, так что между двумя уроками должна быть перемена.
Прабхупада: Не меньше десяти минут.
Джагадиша: Потом в четыре часа группа с воспеванием отправляется для участия в процессии у Ямуны.
Прабхупада: В процесс [ии]... Замечательно.
Джагадиша: А возвращаются они к шести часам на даршану в храмовом зале.
Прабхупада: Нет, пусть возвращаются к 5.30. …….
Джагадиша: Тогда мальчики будут приходить для воспевания и декламирования «Шримад-Бхагаватам».
Прабхупада: В какое время это происходит?
Джагадиша: С 5.30 до 6.30.
Прабхупада: Нет, в 5.30 мы начинаем лекцию. На занятии они могут воспевать.
Джагадиша: Киртана.
Прабхупада: Да.
Джагадиша: Да.
Прабхупада: Хорошо.
Джагадиша: А потом, в 6.30 начнется арти, и они останутся на арти. Затем, после арти, они примут немного прасадам, а потом отход ко сну.
Прабхупада: Правильно. Это хорошо.
Джагадиша: Теперь что касается обязанностей каждого. Рупа-виласа — преподаватель английского языка. Он учит английскому и математике, а Прадьюмна, разумеется, ведет программу преподавания санскрита. Еще есть Дханурдхара Прабху. Он работает в ашраме, присматривает за мальчиками...
Прабхупада: Заботится.
Джагадиша: Да. А Яшоданандана Махараджа будет...
Прабхупада: Декламация.
Джагадиша: Декламация.
Яшоданандана: Еще я помогаю мальчикам с джапой и киртаной, а также стараюсь увеличивать их энтузиазм.
Прабхупада: Прекрасно.
Джагадиша: Замечательно, что санньяси принимает участие.
Прабхупада: О да.
Джагадиша: Он может быть хорошим примером.
Прабхупада: Очень хорошо.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Письмо Сатсварупе, Лос-Анджелес, 16 июня 1972 г.
«Что касается детей, то они должны знать просто четыре вещи:
1. всегда думай о Кришне;
2. стань преданным Кришны;
3. поклоняйся Кришне;
4. предлагай Кришне поклоны.
Этим четырем вещам они должны научиться, а все остальное приложится, и они станут образованными людьми. Дай им хорошую пищу, и пусть они играют. Одни могут быть пастушкáми, другие коровами и т. п. Играй, ешь и пребывай в сознании Кришны. Как только они начинают играть, их охватывает энтузиазм, нужно только направлять их, вот и все.
Они должны посещать обычные арати и танцевать перед Божествами, как это делают дети в Лос-Анджелесе. Не надо проводить каких-то особых арати для детей, а вот вести арати они могут учиться в классе, перед изображением. Они должны ложиться спать около 9 часов вечера, подниматься в 4 на мангала-арати и немного отдыхать в середине дня».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментарий преданных-прабхупадануг из Международной гурукулы Бхактиведанты и Международного колледжа варнашрамы Бхактиведанты:
Как мы видим из процитированной выше беседы, Шрила Прабхупада говорит, что детям следует делать то же, что и взрослым, но им нужно чаще принимать прасадам, а также иметь некоторое время на игры и, когда взрослые отправляются проповедовать или заниматься другой работой, их можно учить английскому языку, математике и т. д. Как просто!!! Мы в BIG и BIVC придерживаемся следующего ежедневного расписания (в зависимости от времени, места и обстоятельств могут быть небольшие изменения):
4.00 подъем (студенты колледжа просыпаются в 3.30 и повторяют, как минимум, 4 круга джапы перед мангала-арати)
4.00 – 4.30 подготовка, затем идут в главный храм для участия в мангала-арти
4.30 – 5.15 участие в мангала-арти, Нарасимха-арти и Тулси-пудже
5.15 – 5.30 почитание прасадам — сладостей, предложенных во время мангала-арти
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.30 – 6.30 повторение на четках как минимум 8 кругов джапы под надзором преподавателя
6.30 – 7.00 декламация мантр, содержащихся в «Брахма-самхите» и др.
7.00 – 7.30 прасадам — молоко, блюда из зерновых или фруктов
7.30 – 8.00 свободное время или повторение оставшихся кругов (для тех, кто инициирован)
8.00 – 8.45 даршан-арти, гуру-пуджа, киртана и танцы
8.45 – 9.30 лекция по «Шримад-Бхагаватам» (отдельный класс для учащихся гурукулы и колледжа) и декламация шлоки
9.30 – 10.00 прасадам (чапати, дал, рис, сабджи, йогурт, пахта, сладкое блюдо и т. д.)
10.00 – 11.00 уборка своего ашрама, дети моют свою посуду и готовятся к занятиям
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11.00 – 11.45 урок по английскому языку/хинди/санскриту (2 дня в неделю для каждого из языков)
11.45 – 12.00 свободное время
12.00 – 12.45 урок по математике/географии/истории (2 дня в неделю для каждого из предметов)
12.45 – 13.00 свободное время
13.00 – 14.00 отдых
14.00 – 15.00 стирка одежды и т. д.
15.00 – 15.30 почитание прасадам — ласси/фрукты и т. д.
15.30 – 16.00 свободное время
16.00 – 17.00 игры
17.00 – 18.00 омовение и подготовка
18.00 – 18.30 прасадам (дал, сабджи, чапати)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
18.30 – 19.00 Тулси-пуджа и Гаур-арти, киртан и танцы
19.00 – 19.45 лекция по «Бхагавад-гите» или просмотр видеозаписи Шрилы Прабхупады (отдельный класс для учащихся гурукулы и колледжа)
19.45 – 20.00 Шайан-арти и киртан
20.00 – 20.30 горячее молоко
20.30 – 21.00 чтение книги «Кришна» и отход ко сну
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обратите внимание: по воскресеньям мы вместе с детьми посещаем храмы и т. д. Как минимум, дважды в год мы совершаем вместе с ними паломнический тур по святым местам. Можно отметить, что в приведенном выше расписании видно, что детей обильно кормят молоком, фруктами, свежеприготовленной пищей и т. д., а также у них есть свободное время для игр. Их не обременяют изучением сложных предметов, таких как физика, биология и т. п., и сдачей по ним экзаменов. Таким образом, они имеют возможность счастливо совершать преданное служение Кришне.
Что касается игр, для маленьких детей естественно играть, однако их игривая природа может быть направлена в правильное русло путем занятия их в играх, связанными с играми Кришны. Как говорит Шрила Прабхупада, «нужно только направлять их в том, как играть».
В жаркие летние месяцы (май-июнь) преподаватели и дети переезжают в Уттранчал (место с замечательным мягким климатом). Там дети обучаются практическим навыкам, таким как приготовление пищи, поклонение Божествам, доение коров и уход за ними, выращивание пищи, изготовление из натурального сырья определенных товаров для коттеджной индустрии и т. д. Жизнь там создает атмосферу духовного пикника, поскольку это место расположено среди холмов, рек и природной красоты, а также имеет приятный климат.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Старшие мальчики, проходящие обучение в колледже варнашрамы, продолжают изучать английский язык, хинди, математику и т. д. (с 10 до, как минимум, 14-16 лет), и все эти мальчики также получают базовые навыки по следующим модулям: 1. Поклонение Божествам; 2. Приготовление пищи; 3. Проповедь (чтение лекций по «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам»); 4. Санкиртан; 5. Менеджмент; 6. Боевые навыки; 7. Распространение книг; 8. Бухгалтерский учет; 9. Защита коров; 10. Сельское хозяйство; 11. Торговля; и т. д.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Все обязаны изучить курс «Бхакти-шастри» по десяти основным книгам Шрилы Прабхупады: 1. «По ту сторону рождения и смерти» 2. «Совершенство йоги» 3. «Легкое путешествие на другие планеты» 4. «Раджа-видья» 5. «Шри Ишопанишад» 6. «Бхагавад-гита как она есть» 7. «Нектар наставлений» 8. «Нектар преданности» 9. «Учение Господа Чайтаньи» 10. Книга о поклонении Божествам. По достижении возраста 14-16 лет мы делим студентов Международного колледжа варнашрамы Бхактиведанты на четыре группы (брахмана, кшатрия, вайшья и шудра). Принадлежность к той или иной варне определяется по их гуне, или качествам характера.
Далее, брахманы проходят углубленное обучение модулям 1, 2, 3, и 4 (по меньшей мере, до 20 лет), особенно это касается более глубокого чтения книг Шрилы Прабхупады и сдачи тестов на степень Бхактиведанты (курс «Бхакти-шастри» плюс весь Ш.-Б.) и Бхакти Сарвабхаумы (перечисленные выше книги плюс Ч.-Ч.).
Кшатрии проходят дополнительные обучение модулям 5 и 6 (по меньшей мере, до 18 лет).
Вайшьев более тщательно обучают модулям 7, 8, 9, 10 и 11 (как минимум, до 16 лет).
Остальные трудятся в качестве помощников брахманов, кшатриев или вайшьев.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Затем в течение нескольких лет все студенты трудятся вместе со своими старшими преданными, которые исполняют обязанности соответствующей варны, а потом брахманы, кшатрии и вайшьи могут работать самостоятельно, а остальные — помогать им.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Максимум к 20 годам у всех будет источник дохода для поддержания вместе тела и души, а по достижении 25 лет студент может жениться или предпочесть остаться наиштхика-брахмачари.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Брахманы будут руководить кшатриями, кшатрии будут направлять вайшьев, а вайшьи будут оказывать руководство шудрам. Сами же брахманы будут находиться под непосредственным руководством духовного учителя и Господа. Это значит, что если брахман совершит ошибку, Господь непосредственно накажет его.
Что касается ашрамов, от брахманов ожидается принятие всех четырех ашрамов (если они женятся): брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса. Кшатрии должны пройти через, как минимум, три ашрама: брахмачари, грихастха и ванапрастха. Вайшьи обязаны принять не меньше двух ашрамов: брахмачари и грихастха. Шудры могут принимать только один ашрам — грихастха (то есть шудра не проходит обучение в качестве брахмачари, он учится просто тому, как быть послушным трем остальным классам). Очевидно, что наиштхика-брахмачари могут напрямую принять санньясу, не проходя через ашрамы грихастхи и ванапрастхи.
Деление на варны предназначено для материального благополучия общества, то есть для обеспечения средств к существованию, в то время как назначение ашрамов — постепенное духовное возвышение всего общества. Сначала нужно определять варну, затем ашрам. Различные правила для соответствующих ашрамов указаны в Б.-г. Точный возраст, по достижении которого молодой человек сможет начать заниматься соответствующей деятельностью, в разных случаях может отличаться в зависимости от времени, места и обстоятельств.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И, разумеется, все будут трудиться ради Кришны в соответствии с указаниями, данными нашим духовным учителем Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой.