On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Повторяйте: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — и будьте счастливы!

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 1137
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.12 08:32. Заголовок: Бхагавад-гита как она есть. Глава 14.


ГЛАВА 14

Три гуны материальной природы

ТЕКСТ 1

шри-бхагаван увача
парам бхуйах правакшйами гйананам гйанам уттамам
йадж гйатва мунайах сарве парам сиддхим ито гатах

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал; парам - трансцендентальное; бхуйах - вновь; правакшйами - Я буду говорить; гйананам - всего знания; гйанам - знании; уттамам - высшем; йат - которое; гйатва - зная; мунайах - мудрецы; сарве - все; парам - трансцендентальное; сиддхим - совершенство; итах - из этого мира; гатах - достигли.

ПЕРЕВОД: Благословенный Господь сказал: "И снова Я возвещу тебе эту высшую мудрость, суть всего знания, познав которую, мудрецы достигали высшего совершенства".

КОММЕНТАРИЙ: Начиная с седьмой главы и до конца двенадцатой Шри Кришна подробно описывает Абсолютную истину, Верховную Личность Бога. Сейчас Господь продолжает лично просвещать Арджуну. Если человек в процессе философских размышлений поймёт эту главу, он придет к пониманию преданного служения. В тринадцатой главе объяснялось, что человек, смиренно развивающий знание, может освободиться от оков материального существования. Также разъяснялось, что из-за взаимодействия с гунами природы живое существо запуталось в этом материальном мире. Теперь же, в этой главе, Верховная Личность поясняет, что представляют собой эти гуны, как они действуют, как они связывают, и как дают освобождение. Верховный Господь провозглашает, что знание, изложенное в этой главе, превосходит знание данное в предыдущих главах. Через постижение этого знания, многие великие мудрецы достигли совершенства и перенеслись в духовный мир. Сейчас Господь еще более совершенным способом объясняет это же знание. Оно намного превосходит все другие процессы познания, описанные ранее, и многие из постигших его достигают совершенства. Таким образом, предполагается, что понявшие четырнадцатую главу достигнут совершенства.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 20 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор




Сообщение: 1138
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.12 08:37. Заголовок: ТЕКСТ 2 идам гйанам..


ТЕКСТ 2

идам гйанам упашритйа
мама садхармйам агатах
сарге 'пи нопаджайанте
пралайе на вйатханти ча

идам - в этом; гйанам - знании; упашритйа - находя убежище; мама - Моей; садхармйам - той же природы; агатах - достигнув; сарге апи - даже в создании; на - никогда; упаджайанте - рождаются; пралайе - в уничтожении; на - не; вйатханти - потревожены; ча - также.

ПЕРЕВОД: Утвердившись в этом знании, человек может достичь трансцендентальной природы, которая подобна Моей собственной природе, и тогда он уже не рождается во время творения, и уничтожение не затрагивает его.

КОММЕНТАРИЙ: После того, как человек обретёт совершенное трансцендентальное знания, он обретает качественное равенство с Верховной Личностью Бога, освобождаясь от чередования рождения и смерти. Однако он не теряет при этом своей идентичности, оставаясь индивидуальной душой. Из ведической литературы можно заключить, что освобожденные души, достигшие трансцендентальных планет духовного мира, всегда обращены к лотосным стопам Верховного Господа, и поглощены трансцендентальным любовным служением Ему. Итак, даже после освобождения преданные Господа не теряют своей индивидуальности.
Как правило, любое знание, которые мы получаем в материальном мире, загрязнено влиянием трех гун материальной природы. Знание, не затронутое ими, называется трансцендентальным. Как только человек утверждается в трансцендентальном знании, он достигает того же уровня, что и Верховная Личность. Люди, не имеющие знания о духовном небе, утверждают, что, освободившись от материальной деятельности, присущей материальной форме, духовная личность человека теряет форму, лишается какого-либо разнообразия. Но как существует материальное разнообразие в этом мире, так же и в духовном мире есть разнообразие. Те, кто не знают об этом, думают, что духовное существование противоположно материальному многообразию. Но на самом деле в духовном небе человек обретает духовную форму. Существует духовная деятельность, и духовное состояние называется жизнью в преданности. Атмосферы духовного мира не может коснуться скверна, и находящееся там живое существо качественно равно Верховному Господу. Чтобы обрести это знание, человек должен развивать все свои духовные качества. Того, кто развивает таким образом духовные качества, не затрагивает ни творение, ни уничтожение материального мира.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1139
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.12 18:50. Заголовок: ТЕКСТ 3 мама йонир ..


ТЕКСТ 3

мама йонир махад брахма
тасмин гарбхам дадхамй ахам
самбхавах сарва-бхутанам
тато бхавати бхарата

мама - Мой; йоних - источник рождения; махат - все материальное существование; брахма - высший; тасмин - в том; гарбхам - беременность; дадхами - создаю; ахам - Я; самбхавах - возможность; сарва-бхутанам - всех живых существ; татах - с тех пор; бхавати - становится; бхарата - о сын Бхараты.

ПЕРЕВОД: Вся материальная субстанция, называемая Брахманом, является источником рождения, и Я оплодотворяю этот Брахман, создавая возможность для зарождения всех живых существ, о сын Бхараты.

КОММЕНТАРИЙ: Таково объяснение мира: все происходящее имеет место лишь благодаря соединению кшетры и кшетрагйи, тела и души. Такое сочетание живого существа и материальной природы становится возможным благодаря Самому Верховному Господу. Махат-таттва это совокупная причина всего космического проявления, и эта совокупная субстанция материальной причины, в которой существуют три гуны природы, иногда называется Брахманом. Верховная Личность оплодотворяет эту всеобщую субстанцию, и так появляются бесчисленные вселенные. Эта совокупная материальная субстанция, махат-таттва, описывается в Ведической литературе как Брахман: тасмад этад брахма нама-рупам аннам ча джайате. Верховная Личность оплодотворяет Брахман семенами живых существ. Двадцать четыре элемента, начиная с земли, воды, огня и воздуха, являются материальной энергией, называемой Маха Брахман, или Великий Брахман, материальная природа. Как объяснялось в седьмой главе, за ней существует другая, высшая природа - живое существо. По воле Верховной Личности Бога материальная природа соединяется с высшей, что приводит к рождению живых существ в материальной природе.

Скорпион откладывает яйца в кучке риса, и иногда говорят, что скорпионы рождаются из риса. Но рис не является причиной рождения скорпиона. На самом деле яйца откладывает мать-скорпион. Подобным же образом, материальная природа не есть причина рождения живых существ. Семя дает Верховная Личность Бога, и живые существа только кажутся порождениями материальной природы. Таким образом, каждое живое существо, в соответствии со своей прошлой деятельностью, получает определенное тело, созданное материальной природой, чтобы оно могло страдать или наслаждаться, в зависимости от своих прошлых поступков. Господь является причиной всех проявлений живых существ в этом материальном мире.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1140
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.12 20:18. Заголовок: ТЕКСТ 4 сарва-йониш..


ТЕКСТ 4

сарва-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир
ахам биджа-прадах пита

сарва-йонишу - во всех формах жизни; каунтейа - о сын Кунти; муртайах - формы; самбхаванти - они появляются; йах - которые; тасам - всех их; брахма - высшего; махат йоних - источника рождения в материальном веществе; ахам - Я; биджа-прадах - дающий семя; пита - отец.

ПЕРЕВОД: Следует понять, что существование всех видов жизни, о сын Кунти, стало возможным благодаря рождению в лоне материальной природы, и что Я - отец, дающий семя.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно объясняется, что Верховная Личность Бога, Кришна, - изначальный отец всех живых существ. Живые существа - это сочетание духовной и материальной природы. Такие живые существа живут не только на этой планете, но также и на всех других планетах, вплоть до самой высшей, где обитает Брахма. Повсюду есть живые существа: и в земле, и в воде, и в огне. Все они появляются из матери, материальной природы, которую оплодотворяет семя Кришны. Суть в том, что живые существа зачинаются в этом материальном мире и выходят из него в момент творения в различных формах, в соответствии со своими прошлыми поступками.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1141
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.12 20:28. Заголовок: ТЕКСТ 5 саттвам рад..


ТЕКСТ 5

саттвам раджас тама ити
гунах пракрити-самбхавах
нибадхнанти маха-бахо
дехе дехинам авйайам

саттвам - гуна добродетели; раджах - гуна страсти; тамах - гуна невежества; ити - таким образом; гунах - качества; пракрити - материальной природы; самбхавах - произведенные из; нибадхнанти - обусловливают; маха-бахо - о сильнорукий; дехе - в этом теле; дехинам - живое существо; авйайам - вечное.

ПЕРЕВОД: Материальная природа состоит из трех гун: добродетели, страсти и невежества. Когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с природой, оно становится обусловленным этими гунами.

КОММЕНТАРИЙ: Живое существо, будучи трансцендентальным, не имеет ничего общего с материальной природой. Но, из-за того, что оно обусловливается материальным миром, оно действует под диктовку трех гун материальной природы. Поскольку живые существа имеют различные типы тел, соответствующие разным аспектам природы, они вынуждены действовать в соответствии с этой природой. Такова причина многообразия проявлений счастья и страданий.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1142
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.12 20:41. Заголовок: ТЕКСТ 6 татра саттв..


ТЕКСТ 6

татра саттвам нирмалатват
пракашакам анамайам
сукха-сангена бадхнати
гйана-сангена чанагха

татра - поскольку; саттвам - гуна добродетели; нирмалатват - будучи самой чистой в материальном мире; пракашакам - освещая; анамайам - без всяких последствий греховной деятельности; сукха - счастье; сангена - общаясь; бадхнати - обусловливает; гйана - знание; сангена - общением; ча - также; анагха - о безгрешный.

ПЕРЕВОД: О безгрешный, гуна добродетели, будучи чище, чем другие, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Те, кто пребывают в этой гуне развивают знание, но они обусловливаются концепцией счастья.

КОММЕНТАРИЙ: Существуют разнообразные типы живых существ, обусловленных материальной природой. Одни счастливы, другие очень активны, третьи беспомощны. Все эти психологические состояния являются причинами обусловленного положения живых существ в природе. В этой части "Бхагавад-гиты" объясняются различные виды обусловленности. Вначале рассматривается гуна добродетели. Вследствие развития гуны добродетели в материальном мире, человек становится мудрее, чем те, кто обусловлены по-другому. Человека в гуне добродетели не столь сильно затрагивают материальные несчастья, и он осознает свой прогресс в духовном знании. Брахманы, которые, предположительно, находятся в гуне добродетели, представляют этот тип. Это чувство счастья происходит из понимания, что в гуне добродетели человек более или менее свободен от последствий греховных поступков. Кроме того, в ведической литературе говорится, что гуна добродетели означает большее знание и большее чувство счастья.

Но, проблема в том, что когда живое существо находится в гуне благости, оно, по мере увеличения знаний, начинает обусловливаться чувством собственного превосходства над другими. В этом случае, оно становится обусловленным. Лучший пример тому - ученые и философы: каждый из них очень гордится своими знаниями, и, так как они обычно улучшают условия своей жизни, они испытывают своего рода материальное счастье. В обусловленной жизни, это ощущение увеличившегося счастья привязывает их к гуне добродетели материальной природы. Вследствие этого деятельность в гуне добродетели привлекает их, и пока существует такая склонность, они вынуждены принимать определенный тип тела в гунах природы. Таким образом, здесь отсутствует вероятность освобождения или перехода в духовный мир. Вновь и вновь человек может становиться философом, ученым или поэтом, и неоднократно запутываться в тех же невыгодных условиях рождения и смерти. Но, находясь под влиянием иллюзии материальной энергии, человек думает, что такого рода жизнь приятна.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1143
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.12 22:08. Заголовок: ТЕКСТ 7 раджо рагат..


ТЕКСТ 7

раджо рагатмакам виддхи
тришна-санга-самудбхавам
тан нибадхнати каунтейа
карма-сангена дехинам

раджах - гуна страсти; рага-атмакам - рожденная из желания или вожделения; виддхи - знай; тришна - страстного желания; санга - общения; самудбхавам - произведенное из; тат - то; нибадхнати - связывает; каунтейа - о сын Кунти; карма-сангена - связью с кармической деятельностью; дехинам - воплощенное.

ПЕРЕВОД: Гуна страсти рождается из неограниченного вожделения и страстных желаний, о сын Кунти, и вследствие этого воплощенное в теле живое существо привязывается к материальной кармической деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Гуна страсти характеризуется взаимным влечением между мужчиной и женщиной. Женщину влечет к мужчине, мужчину тянет к женщине. Это называется гуной страсти. И когда гуна страсти возрастает, у человека развивается жажда материальных наслаждений. Он хочет наслаждаться удовлетворением чувств. Ради удовлетворения чувств, человек, находящийся под влиянием гуны страсти, стремится к почету в обществе, и в стране, хочет иметь счастливую семью, хороших детей, жену и дом. Все это - результат влияния гуны страсти. И, пока человек страстно стремится ко всему этому, он вынужден очень тяжело трудиться. Поэтому, здесь ясно сказано, что он привязывается к плодам своей деятельности и, в итоге, подобная деятельность сковывает его. Для того, чтобы угождать жене, детям, обществу и поддерживать свой престиж, человек должен трудиться. Поэтому, весь материальный мир, в той или иной степени, находится в гуне страсти. Согласно стандартам гуны страсти современная цивилизация считается передовой. А прежде развитой считалась цивилизация, находящаяся в гуне добродетели. И, если освобождение не доступно для пребывающих в гуне добродетели, что же говорить о тех, кто запутался в сетях гуны страсти?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1144
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.12 08:43. Заголовок: ТЕКСТ 8 тамас тв аг..


ТЕКСТ 8

тамас тв агйана-джам виддхи
моханам сарва-дехинам
прамадаласйа-нидрабхис
тан нибадхнати бхарата

тамах - гуна невежества; ту - но; агйана-джам - происходящая из невежества; виддхи - знай; моханам - заблуждение; сарва-дехинам - все воплощённые существа; прамада - безумие; аласйа - леность; нидрабхих - сон; тат - то; нибадхнати - связывает; бхарата - о сын Бхараты.

ПЕРЕВОД: О сын Бхараты, знай, что гуна невежества, есть причина заблуждения всех воплощенных живых существ. Следствие этой гуны - безумие, леность и сон, связывающие обусловленную душу.

КОММЕНТАРИЙ: Специфическое употребление слова "ту" в этом стихе, весьма значимо. Это означает, что гуна невежества - очень специфическое, свойственное исключительно воплощённой душе, качество. Гуна невежества совершенно противоположна гуне благости. Развивая знание, человек, находящийся в гуне благости, может понять, что есть что, но в гуне невежества все совсем наоборот. Находящиеся под влиянием гуны невежества становятся безумными, а безумец не способен понять, что к чему. Вместо того, чтобы прогрессировать, человек деградирует. Определение гуны невежества приводится в ведической литературе: "Под влиянием невежества человек не способен понимать вещи, как они есть". Например, каждый видит, что его предки умерли, и поэтому он тоже умрет; человек смертен. Дети, которых он зачал, тоже умрут. Итак, смерть неизбежна. Но все же люди неистово копят деньги, и тяжело трудятся день и ночь, не заботясь о вечной душе. Это - безумие. В своем безумии, они практически не стремятся как-то продвинуться в понимании духовного. Такие люди очень ленивы. Когда их приглашают присоединиться к общению на духовные темы, они не слишком заинтересовываются. Они даже не столь активны, как люди, которыми управляет гуна страсти. Поэтому, ещё один признак человека, пребывающего в гуне невежества, проявляется в том, что он спит больше, чем требуется. Шести часов вполне достаточно для сна, но находящийся в гуне невежества спит по меньшей мере десять или двенадцать часов в сутки. Такой человек всегда выглядит подавленным, он склонен к приёму опьяняющих напитков и ко сну. Таковы признаки личности, обусловленной гуной невежества.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1145
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.12 11:24. Заголовок: ТЕКСТ 9 саттвам сук..


ТЕКСТ 9

саттвам сукхе санджайати
раджах кармани бхарата
гйанам авритйа ту тамах
прамаде санджайатй ута

саттвам - гуна благости; сукхе - в счастье; санджайати - развивает; раджах - гуну страсти; кармани - в кармической деятельности; бхарата - о сын Бхараты; гйанам - знание; авритйа - покрывая; ту - но; тамах - гуну невежества; прамаде - в безумии; санджайати - связывает; ута - сказано.

ПЕРЕВОД: О сын Бхараты, в гуне благости человек счастлив, страсть предрасполагает его к кармической деятельности, а невежество, покрывая знание человека, обрекает его на безумие.

КОММЕНТАРИЙ: Человек в гуне благости удовлетворён своей работой или интеллектуальными занятиями, так философ, учёный или преподаватель может трудиться в определенной отрасли знания и находить в этом удовлетворение. Человек в гунах страсти и добродетели может быть поглощён кармической деятельностью; он старается заработать как можно больше, и расходует средства на благие цели. Иногда он пытается открывать больницы, давать деньги благотворительным учреждениям и т.п. Таковы признаки человека в гуне страсти. И, наконец, гуна невежества покрывает знание. Что бы ни делал человек в гуне невежества, это не приносит блага ни ему самому, ни другим.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1146
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.12 12:04. Заголовок: ТЕКСТ 10 раджас там..


ТЕКСТ 10

раджас тамаш чабхибхуйа
саттвам бхавати бхарата
раджах саттвам тамаш чаива
тамах саттвам раджас татха

раджах - гуна страсти; тамах - гуна невежества; ча - также; абхибхуйа - превосходя; саттвам - гуна добродетели; бхавати - становится преобладающий; бхарата - о сын Бхараты; раджах - гуна страсти; саттвам - гуна добродетели; тамах - гуна невежества; ча - также; эва - подобно этому; тамах - гуна невежества; саттвам - гуна добродетели; раджах - гуна страсти; татха - таким образом.

ПЕРЕВОД: Иногда гуна страсти преобладает, побеждая гуну благости, о сын Бхараты. А иногда гуна благости побеждает страсть. В другие периоды гуна невежества побеждает благость и страсть. Так и идет эта постоянная борьба за превосходство.

КОММЕНТАРИЙ: Когда преобладает гуна страсти, гуны благости и невежества подавляются. Когда возрастает влияние гуны благости, страсть и невежество терпят поражение, а когда преобладает гуна невежества, поражаются страсть и благость. Эта борьба продолжается постоянно. Поэтому тот, кто серьёзно намерен продвигаться в сознании Кришны, должен выйти за пределы этих трех гун. Преобладание какой-то определенной гуны природы проявляется в поведении человека по отношению к другим, его деятельности, его диете и т.п. Все это будет объясняться в последующих главах. Но если человек захочет, то, следуя определенному процессу, он может развить в себе качества благости и, таким образом, победить гуны невежества и страсти. Точно также, можно развить в себе качества страсти, поборов благость и невежество. Или же, можно развить качества невежества и одержать победу над добродетелью и страстью. Несмотря на существование этих трех гун материальной природы, если человек исполнится решимости, он может получить благословение гуны благости и, превзойдя её, достичь уровня чистой благости, которое называется состоянием васудевы, в этом состоянии человек может понять науку о Боге. Определив, какие именно виды деятельности свойственны человеку, можно понять, в какой гуне природы он находится.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1147
Зарегистрирован: 20.01.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.12 11:37. Заголовок: ТЕКСТ 11 сарва-двар..


ТЕКСТ 11

сарва-дварешу дехе 'смин
пракаша упаджайате
гйанам йада тада видйад
вивриддхам саттвам итй ута

сарва-дварешу - во все врата; дехе асмин - в этом теле; пракашах - свойства освещения; упаджайате - развивает; гйанам - знание; йада - когда; тада - в то время; видйат - знай; виврид-
дхам - увеличился; саттвам - гуну добродетели; ити ута - так сказано.

ПЕРЕВОД: Проявления гуны благости можно ощутить, когда все врата тела освещены знанием.

КОММЕНТАРИЙ: В человеческом теле имеется девять врат: глаза, уши, ноздри, рот, гениталии и анус. Когда все врата тела освещаются благостью, следует понимать, что человек развил в себе гуну благости. Находясь в гуне благости, он способен видеть вещи в истинном свете, слышать подобающим образом и ощущать истинный вкус. Человек очищается изнутри и снаружи. В каждых вратах развиваются признаки счастья, и этим характеризуется гуна благости.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 20 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет