On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Повторяйте: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — и будьте счастливы!

АвторСообщение
Администратор




Сообщение: 5609
Зарегистрирован: 08.05.08
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.20 16:46. Заголовок: ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ И ЦИТАТ


ПРАВИЛА ТОЛКОВАНИЯ СЛОЖНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ И ЦИТАТ

В «Говинда-бхашье» Шрилы Баладевы Видьябхушаны приводится следующая шлока:

«В ведической литературе перечисляются правила толкования сложных для понимания утверждений:

упакрамопасамхарав
абхйасо ‘пурвата пхалам
артхавадопапатти ча
лингам татпарйа нирнайе

«Упакрама (начало), упасамхара (конец), абхйаса (то, что повторяется), апурвата (новое, беспрецедентное утверждение), пхалам (результат, главная цель), артха-вада (то, что прославляется), упапатти (уместность и логичность) — таковы факторы, которые должны учитываться при толковании сложных для понимания текстов».
«Говинда-бхашья», комментарий Баладевы Видьябхушаны ко второй сутре «Веданты»

Таким образом, корректная, научная интерпретация утверждений ачарьев и шастр подразумевает исследование шести факторов:

1. УПАКРАМА (НАЧАЛО) И УПАСАМХАРА (КОНЕЦ). Игнорирование вступительной части может привести к ошибочному выводу, особенно если она напрямую связана с главной идеей исследуемого текста. С другой стороны, вводная часть порой может не иметь прямого отношений к главной идее, а используется для постепенного приближения к основной теме, и в таком случае использование только начальной, вводной части текста может привести к ложному выводу. Аналогичным образом, одной лишь последней части текста может оказаться недостаточным для понимания смысла шлоки или утверждения ачарьев. Если же суть заключительной части текста или утверждения совпадает с началом и другими частями текста, это подтверждает верность понимания истинного намерения автора.

2. АБХЙАСА (ТО, ЧТО ПОВТОРЯЕТСЯ). То, что является подлинным смыслом шлоки, текста главы, всего трактата или даже небольшой цитаты, нередко повторяется в ней:

«И в конце он говорит: бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа говиндам мудха-мате — «Вы глупцы и негодяи. О, вы полагаетесь на грамматику, чтобы понять. Всё это чушь». Бхаджа говиндам — «Просто поклоняйтесь Говинде». Бхаджа говиндам бхаджа... Он трижды повторяет это. «Просто поклоняйтесь Говинде». Бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа говиндам. Чайтанья Махапрабху тоже трижды сказал: харер нама харер нама харер нама (Ч.-ч., Ади, 17.21). Трижды означает, что это очень сильно подчеркивается. Например, иногда мы говорим: «Делайте это, делайте это, делайте это». Это значит, что больше не должно быть никаких отрицаний. Конец всем призывам. Таким образом, когда что-либо подчеркивается трижды — это значит всё, окончательно».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 2.8-12, Лос-Анджелес, 27.11.1968

«В этом стихе трижды употреблено отрицание: на, на, на. Если какое-то слово повторяется трижды, например «делай это, делай это, делай это», тем самым подчеркивается его важность. Здесь говорится: на лебхире, на лебхире, на лебхире. Матушка Яшода занимает самое возвышенное положение, и потому Кришна полностью подчинился ей».
«Шримад-Бхагаватам», 10.9.20, комментарий Шрилы Прабхупады

Бывает и так, что абхйаса встречается не в виде трехкратного повторения одного утверждения подряд, а в качестве повторения одного и того же тезиса в разных частях или главах текста, посвященных различным темам.

3. АПУРВАТА (НОВОЕ, УНИКАЛЬНОЕ ИЛИ ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ). Это особенность или нечто необычное, то, что привлекает внимание в самом тексте. Через новый поворот мысли автор раскрывает свою идею. Как правило, апурвата усиливает истинный смысл текста и связана с его заключением, в таком случае она проявляет чистое понимание Верховного Господа, шастр и ачарьев.

4. ПХАЛАМ («ПЛОД»). Необходимо определить, что утверждается в качестве результата.

5. АРТХА-ВАДА (ТО, ЧТО ПРОСЛАВЛЯЕТСЯ). Следует установить, что прославляется в соответствующей цитате, шлоке, главе, шастре. Иногда определенный предмет может прославляться, чтобы привлечь внимание к заключению, которое содержится в тексте, а порой в шастрах иногда что-то прославляется только для того, чтобы усилить веру в то, что сейчас будет сказано, или в определенную идею или принцип, которые необязательно являются окончательным выводом. Иногда с помощью артха-вады подчеркиваются разные тезисы в связи с необходимостью читателю пройти несколько уровней понимания, прежде чем прийти к окончательному выводу. Пример артха-вады — прославления, которое просто вдохновляет тех, у кого еще недостаточно высокая квалификация, — утверждения в ведической литературе, чрезмерно прославляющие полубогов:

«Когда в Пуранах говорится, что тот или иной полубог занимает положение, чуть ли не более высокое, чем Верховная Личность Бога, мы должны понимать, что это делается для того, чтобы привлечь внимание почитателей полубогов к данному полубогу. В «Бхагавад-гите» (9.25) также сказано, что, если человек хочет поклоняться какому-то полубогу, Верховная Личность Бога, находящаяся в сердце каждого живого существа, позволяет ему все сильнее и сильнее привязываться к этому полубогу, чтобы он в конечном счете смог достичь его обители. Йанти дева-врата деван. Тот, кто поклоняется какому-нибудь полубогу, попадает в обитель этого полубога, а тот, кто поклоняется Верховной Личности Бога, попадает в духовное царство. Об этом говорится во многих ведических писаниях».
«Шримад-Бхагаватам», 4.4.16, комментарий Шрилы Прабхупады

Поэтому Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами цитирует следующую шлоку из «Падма-пураны», которая подчеркивает важность комплексного изучения шастр:

„Существует множество ведических писаний и дополняющих их Пуран. В каждом из этих писаний какой-нибудь полубог называется главным. Это нужно лишь для того, чтобы ввести в заблуждение движущихся и неподвижных живых существ. Пусть они до скончания века тешат себя этими иллюзиями. Однако, внимательно изучив все ведические писания в их совокупности, человек придет к выводу, что Господь Вишну, и только Он, является Верховной Личностью Бога“.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.145

Таким образом, иногда некорректное выделение только того, что прославляется в соответствующем тексте, без надлежащего, комплексного изучения темы, может привести к неверному пониманию окончательного вывода.

6. УПАПАТТИ (УМЕСТНОСТЬ И ЛОГИЧНОСТЬ). Как правило, каждый текст или утверждение имеет определенную логику и взаимосвязь. Упапатти означает уместность или логическую последовательность (что, по сути, одно и то же). Если интерпретация текста или цитаты уместная, прослеживается логическая взаимосвязь с предыдущими утверждениями и с главным тезисом, отсутствуют логические ошибки и учитывается контекст, значит, данное толкование истинное. И, наоборот, нарушение логической взаимосвязи указывает на ошибочную интерпретацию.

Эти шесть факторов, изученные в их совокупности, помогают правильно понимать утверждения ведических писаний и ачарьев, корректно вести дискуссию и не искажать сиддханту.


Манускрипт «Говинда-бхашьи», написанный Баладевой Видьябхушаной под диктовку Божества Господа Кришны.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет