О важности садхана-бхакти "Нектар преданности" ("Бхакти-расамрита-синдху" Шрилы Рупы Госвами в изложении А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады), глава вторая "Начальные стадии преданности" (в сокращении) "<...> Далее приводится общее описание преданного служения, данное Шри Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху». Уже говорилось, что преданное служение можно разделить на три категории - регулируемую практику преданного служения, преданное служение в экстазе и преданное служение в чистой любви к Богу. С этого момента Шри Рупа Госвами приступает к описанию регулируемой практики преданного служения.
Слово «практика» подразумевает, что чувства человека заняты той или иной деятельностью. Следовательно, регулируемая практика преданного служения - это использование наших органов чувств в служении Кришне. Одни чувства предназначены для приобретения знаний, другие для того, чтобы приводить в исполнение наши решения, основанные на размышлениях, эмоциях и желаниях. Таким образом, практика подразумевает одновременное участие ума и чувств в регулируемом преданном служении. Цель этой практики, однако, не в том, чтобы развить в себе нечто чуждое нашей природе. Возьмем, к примеру, ребенка, который учится ходить. Это тоже практика. Однако это не значит, что ходить противоестественно. Способность ходить изначально заложена в ребенке, и ему достаточно немного попрактиковаться, чтобы научиться вполне прилично ходить. По аналогии с этим, преданное служение Господу - врожденная потребность каждого живого существа. Даже нецивилизованные люди, дикари, поклоняются удивительным явлениям природы, падая ниц при виде их. Они понимают, что за всем этим стоит некая высшая сила. Таким образом, сознание присутствия высшей силы есть в каждом живом существе, хотя в тех, кто материально осквернен, оно находится в дремлющем состоянии. Чистая форма этого сознания называется сознанием Кришны.
В ведической литературе описаны специальные методы, с помощью которых мы можем так занять свой ум и чувства, чтобы пробудить в себе дремлющее сознание любви к Кришне. Это напоминает пробуждение в ребенке после небольшой тренировки способности ходить. Тому, у кого нет врожденного инстинкта ходьбы, никакая практика не поможет научиться ходить. Подобно этому сознание Кришны тоже не может быть результатом только практики. Такой практики не существует. Но для тех, кто хочет развить в себе врожденную склонность к преданному служению, есть определенные методы, которые, если их принять и им следовать, пробудят в человеке эту дремлющую способность. Такая практика называется садхана-бхакти.
Каждое живое существо, околдованное материальной энергией, находится в противоестественном для него состоянии безумия. В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Обусловленные души в большинстве своем безумны, так как постоянно заняты деятельностью, причиняющей им страдания и порабощающей их». В своем изначальном состоянии духовная душа радостна, вечна, исполнена блаженства и знания. Подверженной смерти, исполненной страданий и невежества она становится только благодаря своей причастности к материальной деятельности. Это результат викармы. Слово викарма означает «поступки, которые не следует совершать». Поэтому мы должны практиковать садхану-бхакти, что подразумевает участие в мангала-арати (поклонении Божеству утром), воздержание от определенных видов материальной деятельности, выражение почтения духовному учителю и следование многим другим правилам и ограничениям, которые будут последовательно обсуждаться в данной книге. Такая практика поможет живому существу излечиться от безумия. Подобно тому, как от психического заболевания можно избавиться, если следовать указаниям психиатра, так и следование садхане-бхакти излечивает обусловленную душу от безумия, насланного на нее чарами майи - материальной иллюзии.
Садхану-бхакти упоминает Нарада Муни в Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам» (1.32). В этом стихе он говорит царю Йудхиштхире: «Дорогой царь, человек должен во что бы то ни стало сосредоточить свой ум на Кришне». Это называется сознанием Кришны. И долг ачарьи, духовного учителя - определить методы, с помощью которых его ученик сможет сосредоточить свой ум на Кришне. С этого начинается садхана-бхакти.
Для достижения этой цели Шри Чаитанйа Махапрабху дал нам авторитетную программу, стержнем которой является повторение мантры Харе Кришна. Повторение этой мантры обладает такой силой, что мгновенно пробуждает в человеке привязанность к Кришне. С этого начинается садхана-бхакти. Так или иначе человек должен сосредоточить свой ум на Кришне. Великому святому Амбарише Махарадже не помешали сосредоточиться на Кришне даже лежавшие на нем обязанности царя. Точно так же и тот, кто пытается сосредоточить ум с помощью этого метода, очень быстро сможет пробудить в себе изначальное сознание Кришны.
В садхане-бхакти, то есть практике преданного служения, можно выделить две ступени. Первая ступень называется служением, основанным на соблюдении регулирующих принципов; при этом преданный следует регулирующим принципам, беспрекословно выполняя все указания духовного учителя или авторитетных писаний. Это называется ваидхи, то есть «регулируемое». Все эти предписания преданный должен выполнять безоговорочно. Вторая ступень садханы-бхакти называется раганугой. Рагануга начинается с того момента, когда человек, соблюдающий регулирующие принципы, развивает в себе некоторую привязанность к Кришне и начинает заниматься преданным служением из любви к Нему. К примеру, тому, кто занят преданным служением, предписывается вставать рано утром и проводить арати, что является одной из форм поклонения Божеству в храме. На начальной стадии он встает рано утром и проводит арати, выполняя указание своего духовного учителя, но постепенно в нем развивается искренняя привязанность к этому. И тогда он уже сам старается украсить мурти Господа, нарядить Его в красивые одежды и все время думает о том, как лучше Ему служить. Служение на этой ступени еще относится к регулируемой практике бхакти, садхане-бхакти, но это любовное служение уже спонтанно, человек занимается им по внутреннему побуждению. Итак, практика преданного служения делится на регулируемую и спонтанную.
Первую ступень практики бхакти, ваидхи-бхакти, Рупа Госвами определяет так: «Ваидхи-бхакти - это служение совершаемое из чувства долга, когда человек служит Господу, выполняя волю своего духовного учителя или следуя указаниям священных писаний, и не имеет при этом привязанности к Господу или внутреннего побуждения к любовному служению Ему».
Принципы ваидхи-бхакти описаны также во Второй песни «Шримад-Бхагаватам» (1.5), где Шукадева Госвами дает наставления стоящему на пороге смерти Махарадже Парикшиту. Махараджа Парикшит встретил Шукадеву Госвами ровно за неделю до смерти. Он не знал, что ему надлежит делать и чему посвятить оставшееся до смерти время. Вокруг него собралось много других мудрецов, но ни один из них не мог направить его на верный путь. Только Шукадева Госвами смог дать правильный совет: «О царь, если ты хочешь без страха встретить свою смерть, до наступления которой остается семь дней (ибо каждого в момент смерти охватывает страх), то должен немедленно начать слушать о Боге, воспевать Его имена и постоянно памятовать о Нем». Тот, кто может повторять и слушать Харе Кришна и всегда помнить о Господе Кришне, несомненно, избавится от страха смерти, которая может наступить в любой момент.
В этих стихах Шукадева Госвами утверждает, что Кришна является Верховной Личностью Бога, поэтому он советует всем постоянно слушать повествования о Кришне. Он не рекомендует слушать о деяниях полубогов и воспевать их. Майавади (имперсоналисты) говорят, что неважно, чье имя повторять - Кришны или любого полубога, - результат будет одним и тем же. Но это не соответствует истине. Согласно авторитетному мнению Шукадевы Госвами, изложенному в «Шримад-Бхагаватам», следует слушать только о Господе Вишну (Кришне) и повторять только Его имена.
Итак, Шукадева сказал Махарадже Парикшиту, что для того чтобы избавиться от страха смерти, необходимо во что бы то ни стало слушать о Верховной Личности Бога - Кришне, повторять Его имена и помнить о Нем. <...>".
Шрила Прабхупада о садхана-бхакти (практике преданного служения) I. РЕЗУЛЬТАТ СЛЕДОВАНИЯ САДХАНА-БХАКТИ:
* Имея духовную силу, вы не будете нуждаться в деньгах. Письмо Шрилы Прабхупады 02/08/1970
* Пожалуйста, не пренебрегайте занятием предписанными обязанностями для поддержания духовной силы. Без поддержания духовной силы нельзя и говорить о каких-то достижениях. 11/16/1970
* Если эта повседневная деятельность всегда выполняется хорошо и ей никогда не пренебрегают, то что бы мы ни делали, нам гарантирован полный успех. 02/05/1972
* Просто увеличивайте духовное содержание своей жизни, и таким образом все проблемы, такие как менеджмент, будут легко решаться. 05/02/1972
* Если этой программы строго придерживаются все преданные, они останутся чистыми. 12/23/1972
* Я уверен, что если вы очень серьезно примете наши принципы и будете строго им следовать, все будет успешным. 02/04/1971
* Я очень рад отметить, что ты следишь за тем, чтобы преданные занимались духовной практикой. Это секрет успеха. Поэтому я подчеркиваю это. 10/31/1974
* Следи за тем, чтобы твоя повседневная деятельность выполнялась хорошо, тогда и все другие программы будут успешными. 12/26/1971
II. РЕЗУЛЬТАТ НЕСЛЕДОВАНИЯ САДХАНА-БХАКТИ:
* Следуйте этому простому процессу или падете жертвами денег и женщин. 05/01/1974
* Пожалуйста, не пренебрегайте занятием предписанными обязанностями для поддержания духовной силы. Без нее вы ничего не сможете сделать. 11/16/1970
* Если мы не очень осторожны и не всегда придерживаемся ограничительных принципов и чистейших стандартов возвышенной жизни, то очень быстро все испортится и весь спектакль будет фарсом. 04/02/1972
* Если мы хотя бы на мгновение пренебрежем нашей повседневной деятельностью, если позволим регулярной программе ухудшиться, тогда всё остальное, за что мы попытаемся взяться, закончится неудачей. 02/05/1972
* Если ты сам всегда остаешься чистым, твоя проповедь будет иметь эффект. Как только появится малейшая загрязненность, все дело испортится и пойдет к черту. 12/29/1972
* Малейшее пренебрежение или невнимательность к повседневной практике приведет к провалу всех других программ. 01/01/1972
III. НЕОБХОДИМОСТЬ СЛЕДОВАНИЯ САДХАНА-БХАКТИ:
* Денежные проблемы вторичны. Из принципа мы лучше будем голодать, чем пренебрежем нашими правилами и ограничениями. 04/11/1972
* Каждый должен вставать до 4.00 и посещать мангала-арати. 01/02/1974
* Мое наставление такое: все мои ученики должны посещать мангала-арати и повторять 16 кругов каждый день. 01/02/1974
IV. САДХАНА И ПРЕЗИДЕНТ ХРАМА/РУКОВОДСТВО:
* Руководители должны бдительно следить за тем, чтобы каждый следовал садхане. 2/22/1972
* Все президенты наших центров должны следить за тем, чтобы все члены соблюдали брахманические стандарты, такие как ранний подъем, омовение минимум дважды в день, обильное чтение, посещение арати и т.д. 05/03/1972
* Ты должен быть совершенным примером преданного, сознающего Кришну. * Если не посещаются службы в храме, лучше прекратить печатание. 10/22/1971(?)
V. ОСТАЛЬНОЕ:
* И если вы просто будете придерживаться стандартной программы... это означает ежедневное повторение 16 кругов, ранний подъем, посещение мангала-арати и т.д., если этой программы будут строго придерживаться все преданные, они останутся чистыми, а если проповедь чиста, автоматически лидеры, менеджеры, деньги – Кришна всё даст в изобилии, без сомнения. 12/23/1972
* Это чрезвычайно важно – неизменно повторяйте 16 кругов каждый день, вставайте рано, посещайте мангала-арати, лекции и следуйте четырем регулирующим принципам. Так ваша жизнь станет свободной от всех тревог. 12/28/19(?)
* Я также рад услышать, что в вашем храме никто не пропускает мангала-арати и все становятся стойкими и умиротворенными в своем служении... Жизнь будет процветать. 12/28/1974
ФОРМУЛА УСПЕХА:
* Имея духовную силу, вы не будете нуждаться в деньгах. 02/08/1970
* Если эта повседневная деятельность всегда выполняется хорошо и ей никогда не пренебрегают, то что бы мы ни делали, нам гарантирован полный успех. 02/05/1972
* Я уверен, что если вы очень серьезно примете наши принципы и будете строго им следовать, все будет успешным. 02/04/1971
* Следи за тем, чтобы твоя повседневная деятельность выполнялась хорошо, тогда и все другие программы будут успешными. 12/26/1971
* И если вы просто будете придерживаться нашей стандартной программы... это означает ежедневное повторение 16 кругов, ранний подъем, посещение мангала-арати и т.д., если этой программы будут строго придерживаться все преданные, они останутся чистыми, а если проповедь чиста, автоматически лидеры, менеджеры, деньги – Кришна всё даст в изобилии, без сомнения. Жизнь будет процветать. 02/03/1975
ФОРМУЛА НЕУДАЧИ:
* Но если позволить нашей регулярной программе сознания Кришны ослабнуть, все остальные наши начинания будут обречены на провал. 02/05/1972
* Если мы хотя бы на мгновение пренебрежем нашей повседневной деятельностью, если позволим регулярной программе ухудшиться, тогда всё остальное, за что мы
* Малейшее пренебрежение или невнимательность к повседневной практике приведет к провалу всех других программ. 01/01/1972
NB: даты читаются так: месяц/число/год
Источник: http://krishnaconsciousnessmovement.com/sadhana.html