On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Повторяйте: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — и будьте счастливы!

АвторСообщение
Администратор




Сообщение: 3249
Зарегистрирован: 08.05.08
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.14 12:52. Заголовок: Ману-самхита. Законы человечества


Ману-самхита. Законы человечества

В современном мире среди наиболее благочестивой части населения по-прежнему популярна идея построить государство всеобщего благоденствия и создать соответствующую идеологию, которая придет на смену ныне существующим. Между тем, идеология и законы общества должны на самом деле иметь божественное происхождение, а не создаваться несовершенными людьми с ограниченными представлениями о мире (даже если эти люди имеют благие мотивы заботы об обществе, хотя зачастую в современном мире законодательная система превращается в фарс и средство лоббирования интересов различных групп лиц и и других государств, которые могут и вовсе не стремиться принести благо гражданам, а наоборот, причинить им ущерб). И существование такой идеологии и государственного устройства вполне логично и ожидаемо. Любой трезвомыслящий, благочестивый человек довольно легко поймет, что мир, в котором мы живем, представляет собой сложный механизм с присущими ему законами. Следовательно, как и у всякого механизма, у мира должен быть творец, автор. И если люди, создавая некие товары, прилагают к ним руководство по эксплуатации, логично ожидать, что и создатель этого мира, либо его представители дадут инструкции о том, как жить обитателям этого мира. Такие инструкции, вполне вероятно, будут содержать в себе описания положения человека в этом мире, целей его жизни и средств их достижения, а также соответствующего оптимального устройства человеческого общества как формы сосуществования и взаимодействия людей. В обширном каноне ведической литературы, написанной на древнейшем языке санскрите, есть трактаты, специально посвященные описанию организации благочестивого, справедливого общества, создающего максимально благоприятные условия для духовного развития всех живых существ. Главный из них - "Ману-самхита". Хотя детальному описанию высшего вида знания, относящегося к глубинам духовной жизни (чистому преданному служению Богу), посвящено немало других ведических текстов, "Ману-самхита" как свод законов для человечества, чрезвычайно важна. Значение "Ману-самхиты" объясняется в книгах Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя и духовного учителя Международного общества сознания Кришны:


 цитата:
Ману молились так: О Господь, исполняя Твою волю, мы, Ману, устанавливаем законы для человеческого общества, но, из-за того что власть во вселенной временно захватил великий демон Хираньякашипу, основанная на этих законах система варнашрамы была разрушена. Теперь, о Господь, когда Ты убил этого страшного демона, все вернулось на свои места. Пожалуйста, скажи нам, Твоим вечным слугам, что мы сейчас должны делать.

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» Верховный Господь, Кришна, часто упоминает о варнашрама-дхарме — системе, предусматривающей деление общества на четыре варны и четыре ашрама. Он учит людей принципам варнашрама-дхармы, чтобы все они жили мирно, следуя предписаниям, которые даны для представителей четырех сословий (варн) и четырех укладов духовной жизни (ашрамов), и благодаря этому обретали духовное знание. Ману составил «Ману-самхиту». Слово самхита означает «ведическое знание», а слово ману указывает на то, что это знание людям дал Ману. Некоторые Ману — это воплощения Самого Бога, а некоторые — индивидуальные души, наделенные особым могуществом. Когда-то в глубокой древности Господь Кришна дал наставления богу Солнца. Нынешний, седьмой, Ману — сын бога Солнца. Поэтому, объясняя Арджуне важность «Бхагавад-гиты», Кришна сказал: имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам вивасван манаве праха — «Эти наставления Я дал Вивасвану, богу Солнца, а он поведал о них своему сыну, Ману». Ману составил свод законов, именуемый «Ману-самхитой», где даются подробные предписания каждому человеку в соответствии с его варной и ашрамом. Эти предписания в высшей степени научны и представляют собой основу жизни человека, но, когда обществом управляют демоны вроде Хираньякашипу, такие законы нарушаются и человечество все больше деградирует. Это приводит к тому, что в мире воцаряется хаос и люди теряют покой. Стало быть, если мы действительно хотим, чтобы в обществе царил мир и порядок, нам необходимо соблюдать законы, которые изложены в «Ману-самхите» и подтверждены Верховной Личностью Бога, Кришной.
«Шримад-Бхагаватам» 7.8.48

«За порядком в обществе варнашрама-дхармы следили благочестивые, высокообразованные брахманы. Они бескорыстно учили царей искусству праведного управления страной, чтобы их государство было подлинным государством всеобщего благоденствия. Цари, или правители-кшатрии, во всех своих делах советовались с образованными брахманами; их правление никогда не было авторитарным. Руководством по управлению подданными им служили такие писания, как «Ману-самхита» и другие авторитетные труды великих мудрецов. В те времена общество не нуждалось в сводах законов, которые под вывеской демократии создают недалекие люди. Подавляющее большинство людей в обществе не отличается особым разумом и не знает, что является для них истинным благом. В этом люди похожи на детей, не ведающих, что для них хорошо, а что плохо. Умудренный жизнью отец направляет своих несмышленых детей на стезю добродетели, и народ, в массе своей похожий на детей, нуждается в аналогичном руководстве. Законы государства всеобщего благоденствия уже собраны в «Ману-самхите» и других ведических писаниях. Образованные брахманы обычно давали царю советы, опираясь на эти признанные книги знания, с учетом конкретных обстоятельств места и времени. Брахманы не находились в материальной зависимости от царя и потому не боялись давать ему указания, основанные на законах священных писаний. Эта система просуществовала вплоть до времени правления Махараджи Чандрагупты, чьим премьер-министром был брахман Чанакья, не получавший за свои труды никакой платы".
«Шримад-Бхагаватам» 2.7.9, комментарий Шрилы Прабхупады

Сваямбхува Ману, муж Шатарупы, от рождения был совсем не склонен к наслаждениям. Поэтому он отрекся от своего царства, дарившего все виды чувственных наслаждений, и вместе со своей женой удалился в лес, чтобы посвятить себя подвигу.

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» (4.2) сказано: эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух. «Эта высшая наука передавалась по цепи духовных учителей, и так познавали ее святые цари». Все Ману были идеальными царями. Они были раджарши. Иными словами, хотя они занимали положение царей, они ни в чем не уступали великим святым. Сваямбхува Ману, например, был императором мира, и тем не менее у него не было желания наслаждаться. В этом смысл монархии. Царь, правящий государством, или император, стоящий во главе империи, должен быть воспитан так, чтобы он смолоду не имел привязанности к чувственным удовольствиям. Если человек становится царем, это вовсе не значит, что он может сорить деньгами и тратить их на увеселения. Когда цари начинают тратить деньги на свои забавы и развлечения, монархии приходит конец. Именно это произошло в нашу эпоху. С приходом в упадок монархии люди создали демократию, но и она вырождается. Теперь по законам природы наступают времена диктаторских режимов, которые сделают жизнь обычных людей очень и очень тяжелой. Если царь или диктатор единолично, или члены правительства сообща не способны править государством на основе законов, изложенных в «Ману-самхите», век их правления будет недолог.
«Шримад-Бхагаватам» 8.1.7



Хочу обратить внимание читателей на перевод "Ману-самхиты" следующего содержания:

Ману-самхита: Законы человечества

Глава первая

Творение
Источник священных законов
Описание Высшего Брахмана
Качества эпох
Обязанности людей

Глава вторая

Творение
Источник священных законов
Описание Высшего Брахмана
Качества эпох
Обязанности людей
Желание плодов деятельности
Ученик/учитель законов
Земля ведической культуры
Обязанности ашрамов
Священные таинства
Четыре уклада жизни

Глава третья

Правила омовения
Грихастха-ашрам
Законы супружества
Законы семейной жизни
Уважение к женщинам
Деградация семьи
Пять великих жертвоприношений
Освящение пищи
Процесс шраддхи

Глава четвертая

Способы поддержания существования
Обязанности брахмана-снатаки
Непривязанность
Изучение
Прием гостей
Отказ от насилия
Освобождение
Духовное благо
Отход от дел
Глава пятая
Разновидности пищи
Запрещенная пища
Методы очищения человека и предметов
Закон касательно женщины
Поведение женщины

Глава шестая

Ванапрастха-ашрам
Предписания для ванапрастх
Уход в лес
Правила приема пищи
Аскезы ванапрастхи
Санньяса-ашрам
Отречение
Поведение санньяси
Освобождение
Дхарма ашрамов

Глава седьмая

Варна-дхарма, законы и обязанности для четырех варн
Природа каждой варны
Дхарма кшатрия, царя
Обязанности царя, правителя
Налагаемые им наказания
Правильное поведение правителя
Министры
Супружество
Жертвоприношения
Почитание и уважение брахманов
Обретение богатств
Защита подданных
Ежедневные обязанности кшатрия, царя
Отношения с соседними государствами
Война
Победа

Глава восьмая

Законы и суд
Насилие и справедливость
Правила касательно имущества
Утерянная собственность
Возврат украденной собственности
Скрытые сокровища
Различные виды свидетелей
Признаки человеческих эмоций и их понимание
Наказание за различные виды греха
Наказание брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр
Неправильное поведение представителей четырех варн
Взаимные оскорбления, насилие, и их рассмотрение
Прощение
Ограбления, насилие и жестокость
Занятия вайшьев и шудр

Глава девятая

Законы относительно мужа и жены
Отношения между мужем и женой
Защита женщины
Чистота будущего поколения
Самоконтроль
Качества мужа
Законы относительно детей
Слава и величие женщин
Добродетельная жена подобна Богине удачи
Верность жены
Последствия за неверность и измену
Муж и жена как одно целое
Важность семени и поля (зачатие и рождение)
Законы для женщин во время бедствий и страданий
Законы для вдов
Ненависть и неуважение к мужу
Положение жен
Устроение брака
Квалификация мужа
Выбор жены и мужа
Приданое для невесты
Законы для мужа и жены
Рассмотрение положения братьев и сестер
Описание сыновей различных женщин
Заключение дхармы для кшатриев
Дхарма для шудр и вайшьев

Глава десятая

Обязанности четырех варн во время бедствий и страданий
Источники смешанных родов и сословий
Законы для всех сословий людей во время бедствий

Глава одиннадцатая

Законы покаяния и искупления грехов
Избавление от всевозможных греховных реакций
Определение и описание греховной деятельности
Убийство брахмана
Пьянство
Кража золота у брахмана
Осквернение ложа гуру
Убийство живых существ
Запрещенная пища
Воровство
Общение с низкими людьми
Тайные грехи и их искупление

Глава двенадцатая

Видение глазами знания
Перевоплощение души
Результаты благочестивых и злобных поступков
Метод достижения высшего блаженства
Правритти, нивритти
Высший источник знания
Прославление Вед
Изначальные законы: для государств, сословий людей, семей и обществ
Верховный Господь

Глоссарий

Содержание

P. S. Книгу "Ману-самхита. Законы человечества"/Отв. ред. Осипенко В. (Парамахамса д.) можно найти, например, в интернет-магазинах.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет