Беседа между А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, основателем-ачарьей ИСККОН, и его учениками во время прогулки по ферме, состоявшейся 1 августа 1975 года в Новом Орлеане.
(слышен киртан)
Нитьянанда: Наше поле сахарного тростника находится вон там. [запись прерывается]
Преданный (1): …хорошо?
Харикеша: Да.
Прабхупада: Я все это видел.
Преданный (1): Это киртана. (ребенок? корова?)
Прабхупада: Киртана? (смех) Это хорошо. Проводите киртан.
Нитьянанда: Да.
Прабхупада: Это наше?
Нитьянанда: Да.
Брахмананда: А где деревья?
Нитьянанда: Земля за холмом и там позади – это все наше. На этом поле мы пасем телят, а на этом поле пасутся взрослые коровы.
Прабхупада: Земля сейчас не используется?
Нитьянанда: Нет… Нет. Мы просто выращиваем сено. Трава под покос. Зимой мы можем продавать сено по хорошей цене.
Прабхупада: Невозможно идти. [запись прерывается] …родился?
Нитьянанда: Этот? На прошлой неделе. Его зовут… Ее зовут Лакшми. Там их еще больше. [запись прерывается] Бычки. У нас рождается больше телят, чем телок.
Прабхупада: Почему?
Нитьянанда: Я не знаю.
Прабхупада: Тогда как использовать быков?
Нитьянанда: Для вспашки?
Прабхупада: Пахать, перевозить. Вам придется привлекать больше людей для вспашки. На каждый плуг нужно два быка.
Нитьянанда: Может быть, пройдем здесь? Видите сахарный тростник?
Прабхупада: Да.
Джагадиша: Здесь еще не собран урожай?
Прабхупада: Не собран. Почему?
Нитьянанда: Мы только что срезали его, два дня назад, а потом пошел дождь. Надо подождать, чтобы он просох, потом мы сможем…
Прабхупада: Они не пропадут.
Нитьянанда: Нет, если пролежат здесь слишком долго, то пропадут.
Прабхупада: Дождь продолжает идти.
Преданный (2): Мы отнесем в сад.
Прабхупада: Тогда это станет компостом? Это станет удобрением? Или нет. Когда это разложится? [запись прерывается] Питьевая вода?
Нитьянанда: Молоко.
Прабхупада: Молоко. (смех) Оно предназначено для телят? Это молоко?
Нитьянанда: Да.
Прабхупада: Что это такое?
Нитьянанда: Хлев.
Прабхупада: Нет, эта часть.
Нитьянанда: А, это дверь. Она упала. Вот здесь у нас апельсиновые деревья.
Прабхупада: О, и когда они вырастут?
Нитьянанда: Ну, на некоторых, вот здесь, уже есть несколько апельсинов. Большие урожаи начнутся только через несколько лет. Это очень сладкий сорт. [запись прерывается]
Прабхупада: Все еще маленькие. Они растут. [запись прерывается]
Нитьянанда: …сахарный тростник. [запись прерывается]
Прабхупада: …растут очень высокие. [запись прерывается] …деревья?
Нитьянанда: Сосны.
Брахмананда: Вы можете использовать их для построек, домов?
Нитьянанда: Да. [запись прерывается]
Прабхупада: …природное устройство. Джунгли – вы срубаете дерево, строите себе дом, а остатки используете для топки. Землю распахиваете и выращиваете себе еду. Вот и все, естественным образом.
Джагадиша: Все.
Прабхупада: В Индии до сих пор в деревнях не знают другого топлива помимо древесины, ничего больше. Они неправильно используют эти деревья, срубают их, делают бумагу, груды бумаги, и в каждом доме ее выбрасывают ежедневно. Они не читают, но их снабжают грудами бумаги и рубят эти деревья. Просто тратят понапрасну. Теперь нехватка древесины и бумаги по всему миру. Требуется столько времени, чтобы вырасти, и за один день они срубают сотни таких деревьев и отвозят на бумажную фабрику. И в каждый дом приносят кипы бумаги, и он их выбрасывает. Затем вы приносите контейнер для мусора. Так тратится впустую.
Нитьянанда: Вот там есть несколько ульев позади этого дома. У меня двенадцать ульев, и каждый год мы можем получать сотни фунтов (фунт = 453,6 г) меда. Мед очень хорош, потому что не портится, как и гхи. Его можно хранить много-много месяцев, очень долго. Мы можем пройти сюда, чтобы посмотреть коров, если хотите. Прямо сейчас их доят.
Прабхупада: Если мы придем, мы помешаем?
Нитьянанда: О, нет.
Прабхупада: Это из сахарного тростника? Нет. Два, три?
Нитьянанда: Да, как минимум три. Здесь у людей много земли, и они могут легко выращивать сахарный тростник, но они скорее пойдут в магазин и купят сахар.
Прабхупада: Потому что они хотят жить в городе. Это… Если они станут выращивать здесь, они будут вынуждены работать здесь. Они не смогут уехать в город.
Брахмананда: Они выращивают зерно на продажу, получают деньги и потом едут в город, чтобы потратить их там.
Нитьянанда: Наши соседи получают доход в основном от выращивания коров на убой.
Прабхупада: Да. Так во всех западных странах.
Нитьянанда: Им не нужно работать. Они просто выгоняют коров на поля, и когда цена поднимается, они продают их. За счет этого они и живут.
Брахмананда: Как к нам относятся соседи? Мы им нравимся?
Нитьянанда: Вполне дружелюбно.
Брахмананда: Это папайя.
Прабхупада: Они тут хорошо растут?
Нитьянанда: Ну, мы стараемся вырастить. Я пока не знаю, что получится.
Преданный (3): Вы хотите, чтобы Вас обмахивали, Шрила Прабхупада?
Харикеша: Просто не подпускайте мух.
Прабхупада: Он очень дружелюбен с маленькими телятами, этот ребенок?
Нитьянанда: Да. Это мой сынишка.
Прабхупада: Ах.
Нитьянанда: Его зовут Вимала.
Джагадиша: Он погоняет их всех.
Прабхупада: Только посмотрите. Вот в чем разница между животным и человеком. Ребенок может контролировать столько телят. Кришна так делал. Одна ветка в руке ребенка может контролировать пятьдесят коров. Ребенок контролирует множество коров; мужчина контролирует множество детей. Вот так контролирующий, контролирующий, контролирующий, над тем, над тем, над тем… Когда мы дойдем до высшего контролирующего, это будет Кришна. Ишварах парамах кршнах [Бс. 5.1]. Таково определение Кришны: «Высший контролирующий».
Нитьянанда: Вот коровы. Мы можем посмотреть на них отсюда.
Прабхупада: Да.
Нитьянанда: Внутри хлева одновременно доят двух коров. Наверху мы складываем все сено
Брахмананда: Вы считаете, сколько молока получаете в день с одной коровы?
Нитьянанда: Вы слышите это?
Прабхупада: Да. Тогда как будет использоваться молоко?
Нитьянанда: Мы готовим сладкий рис и бурфи, снимаем сливки, чтобы делать масло и гхи, а из лишнего молока делаем творог. Вот так все используется. Тридцать галлонов каждый день (в США галлон = 3,78 л).
Прабхупада: Один галлон равен шести фунтам?
Нитьянанда: Восемь с половиной.
Прабхупада: Восемь с половиной фунтов. Во Вриндабане получают тысячу фунтов ежедневно, в Новом Вриндабане. Что это за постройка?
Нитьянанда: Которая?
Преданные: Вон там.
Нитьянанда: Это небольшое строение для насоса, водяного насоса.
Прабхупада: Этот забор был здесь раньше?
Нитьянанда: Раньше. Когда-то эта ферма принадлежала человеку, который выращивал скаковых лошадей для скачек и игры на деньги.
Прабхупада: Скачки это тоже азартная игра.
Брахмананда: Сколько вы заплатили за это?
Нитьянанда: За ферму? 170 тысяч. Вот на этом поле растет просо. Это для коров. Они дают много молока, потому что питаются этой травой. Она очень питательная.
Прабхупада: Вы не выращиваете для людей?
Нитьянанда: Прошу прощения?
Прабхупада: Выращиваете зерно для людей?
Нитьянанда: Нет, сейчас мы не выращиваем зерно для людей. У нас есть фруктовые деревья во дворе. Груши, персики, сливы, инжир.
Прабхупада: Что-нибудь созревает?
Нитьянанда: Не очень много. Они еще очень молодые. Мы только что посадили их. Через несколько лет будем собирать много фруктов.
Прабхупада: Здесь есть камни в земле? Нет.
Нитьянанда: Я думаю, они посыпали здесь гравием.
Прабхупада: Здесь нет мангового дерева? Нет.
Нитьянанда: Нет чего?
Брахмананда: Манговых деревьев.
Нитьянанда: Мы выращиваем несколько манговых деревьев в доме.
Прабхупада: Овощи выращиваете?
Нитьянанда: Да. Через дорогу у нас есть огород. Все эти большие деревья – это орех пекан. Здесь двадцать деревьев. Вся эта земля через дорогу, которая выкошена, наша вплоть до тех деревьев.
Прабхупада: (читает вывеску?) «Забота о коровах и сознание Бога. Мы всегда рады гостям». Это хорошо. Так какой дорогой теперь пойдем? Забота о коровах, они удивлены: «Что это за чушь – забота о коровах?» Хм? Они говорят так? «Корова предназначена для того, чтобы ее есть, а вы ее опекаете?» Там спуск?(?)
Нитьянанда: Спуск?(?) Нет. Это наш небольшой огород.
Прабхупада: Плоды и цветы. Нет, одни плоды. Что это за цветы?
Нитьянанда: Это окра.
Прабхупада: Ах, окра.
Нитьянанда: И бататы. Мы выращиваем здесь баклажаны, томаты и перец.
Прабхупада: Они ежедневно дают какие-нибудь плоды?
Нитьянанда: Да. И еще мы выращиваем картофель.
Прабхупада: О, где? В какой стороне?
Нитьянанда: Весенний урожай уже собран. Через несколько недель мы будем сажать осенний картофель. Мы посадим его там, у забора.
Прабхупада: Ну что же, замечательная ферма. Это тыква?
Нитьянанда: Это мускусная дыня.
Прабхупада: О, мускусная дыня. Вы можете выращивать здесь мускусную дыню?
Нитьянанда: Да.
Прабхупада: И арбузы?
Нитьянанда: Да.
Джагадиша: Вот там есть плеть с большим арбузом. Наверное, он уже созрел.
Прабхупада: Мы сейчас получаем примерно столько же земли, 600 акров, в Хайдарабаде.
Нитьянанда: Мы можем пройти тут, сюда. Здесь вся наша техника.
Прабхупада: Хм. Значит, машины уже стоят невостребованные. Приходится столько платить за них, но они стоят без дела. Это нехорошо. Таков недостаток машин. Если вы не можете использовать их, тогда это чистый убыток.
Брахмананда: Если не можете что?
Прабхупада: Это чистый убыток, если вы не можете использовать машину.
Брахмананда: Да, да.
Прабхупада: Но когда вы идете покупать, вы должны заплатить круглую сумму. Теперь они будут ржаветь от воды и постепенно станут бесполезными. Сколько денег вы заплатили за них?
Нитьянанда: Тысячи.
Прабхупада: Только посмотрите. В этом недостаток машины. Если вы не можете ее использовать, тогда это пустая трата денег.
Брахмананда: А где стоят трактора?
Нитьянанда: Один в доме, а другой в поле.
Прабхупада: Они будут использоваться или уже нет, эти машины?
Нитьянанда: Да, каждая предназначена для своей цели. Мы используем их время от времени.
Прабхупада: Но сейчас они стоят под открытым небом и…
Нитьянанда: Ну, мы строим гараж, чтобы они не стояли под дождем.
Прабхупада: Тем временем им придет конец. К тому времени, как вы достроите свой гараж, они выйдут из строя. Шастре шастре дал пхарияга.(?) «Некоторые женщины наряжались, чтобы пойти на ярмарку, но когда они нарядились, ярмарка уже закончилась». (смех) Используйте их. В противном случае, пока они еще в рабочем состоянии, продайте их. Не содержите их так, небрежно. Либо используйте, либо продайте по любой цене. Иначе они будут бесполезными.
Преданный (4): Шрила Прабхупада? Материалист или человек, который не знает, может сказать, что когда бык не пашет, он только и делает, что ест. Надо платить деньги, чтобы покупать для него зерно, или выращивать зерно, чтобы кормить быка.
Прабхупада: Они будут выращивать и будут есть. Скорее, они помогут вам вырастить еду для вас. Отец тоже ест, но он еще и содержит семью. Поэтому бык считался отцом, а мать – коровой. Мать дает молоко, а бык выращивает зерно для человека. Поэтому Чайтанья Махапрабху первым делом бросил вызов Кази: «Что у тебя за религия, если ты ешь своих отца и мать?» И быки, и коровы важны, потому что бык производит зерно, а корова дает молоко. Их следует правильно использовать. Это человеческий разум. Вот это наполняется необрушенным рисом или…? Нет?
Нитьянанда: Кормом для коров. Это для кормовых растений, а здесь зерно.
Прабхупада: Значит, все для животных. Ничего для человека?
Нитьянанда: Коровы дают нам молоко.
Прабхупада: И все? Вы не выращиваете никакого зерна для себя? Почему?
Нитьянанда: Ну… Мы первым делом пытаемся наладить самодостаточную программу заботы о коровах, чтобы выращивать свой корм для коров.
Брахмананда: Не хватает земли, чтобы выращивать рис или пшеницу?
Нитьянанда: Да, но количество преданных, чтобы делать это…
Брахмананда: Но у вас столько техники.
Прабхупада: Вся эта техника требует смазки и должного ухода. Иначе она портится.
Преданные вдалеке: Слава Шриле Прабхупаде!
Прабхупада: Джая. Харе Кришна. Они уходят?
Брахмананда: Они возвращаются.
Нитьянанда: Дальше по дороге пятнадцать акров засеяны сорго, зерном для коров.
Прабхупада: Все для коров, что же для людей? Они всю землю используют для коров, потому что они съедят коров, другие фермеры. Но вы используйте животных, чтобы выращивать пищу для себя.
Брахмананда: Идея такова, что мы должны заботиться о животных, но затем животные должны давать пищу человеку.
Прабхупада: Да.
Брахмананда: И таким образом происходит сотрудничество.
Прабхупада: Да. Животные, быки должны были помогать вместо… вместо той машины. Тогда будет правильное использование. Другие, они не могут использовать этих животных. Поэтому что они будут с ними делать? Естественным образом, они отправят их на скотобойню. Но мы не собираемся отправлять на скотобойню. Тогда что мы будем с ними делать? Их нужно использовать. Иначе мы будем работать, чтобы выращивать еду для коров и быков? Вы уже ощущаете бремя, потому что родилось много быков. Ты спрашивал меня: «Что нам делать с таким количеством быков?»
Нитьянанда: Ну, когда они вырастут, мы обучим их как волов.
Прабхупада: А что будет делать вол?
Нитьянанда: Пахать поле.
Прабхупада: Да. Вот что нужно. Перевозить, пахать поле. Вот что требуется. И если наших людей не обучать сознанию Кришны, они будут думать: «Какой прок в заботе о коровах? Лучше поехать в город, зарабатывать деньги и есть коров». Который? Хм? Тот? Мы должны взобраться?
Брахмананда: Да. (конец)
(Беседа, 1 августа 1975 года,
http://prabhupadabooks.com/?g=162164)