Харе Кришна! Слава Шриле Прабхупаде!
Перевода всей статьи у меня нет, а те цитаты по поводу рациона, скорее всего, переводил и публиковал я. В общей сложности на данный момент у меня есть перевод следующих пунктов из этой статьи:
24. Преданные, следуя примеру Шрилы Прабхупады, никогда не носили в алтарной комнате или во время приготовления пищи ту одежду, в которой они находились в туалетной комнате; теперь этому следуют редко.
25. Никто из преданных не наносил тилок в туалетной комнате или даже не брал воду для тилока из туалетной комнаты; теперь так делают часто.
31. Большинство преданных очень сильно старалось, чтобы прийти на мангала-арати вовремя, чтобы не оскорбить Божества; теперь преданные с таким стандартом редки.
33. Преданные знали правильный способ принесения поклона: и при поклоне духовному учителю, и при поклоне Божеству левая сторона тела должна быть обращена к Ним; теперь же многие, похоже, этого не знают.
34. Преданные-мужчины никогда не совершали оскорбление, появляясь перед Божествами в красной или синей одежде.
35. Преданные приветствовали Божества [при открытии алтаря] стоя, со сложенными ладонями, до тех пор пока не откроют полностью алтари всех Божеств, как это всегда делал Шрила Прабхупада; теперь этого зачастую не делают.
36. Шрила Прабхупада приветствовал Божества, медитируя на Их Божественные Формы с полным, безраздельным вниманием, и его ученики следовали его примеру; теперь же преданные иногда разговаривают или держат свою руку в мешочке для четок, повторяют джапу во время приветствия Божеств.
37. Преданные следовали примеру Прабхупады и позволяли своему мешочку для четок выполнять свою работу предохранения священных четок для джапы от касания пола во время принесения поклонов; в наше время преданные, судя по всему, полагают, что их мешочки не должны касаться пола, и потому совершают оскорбление, не касаясь пола обеими руками, ладонями вниз, во время выражения почтения.
46. Преданные никогда не носили перед Божествами одежду, в которой спали или «дремали»; теперь так делают часто.
49. На каждом подносе для арати стояла свеча; теперь пуджари зачастую вынуждены ставить колокольчик на поднос и зажигать лампаду гхи зажигалкой, таким образом оскверняя всё, а затем продолжают предлагать, ничего повторно не очищая.
51. Завтрак, состоявший из простой злаковой каши (иногда в нее добавлялись орехи и (или) изюм), сырого турецкого горошка/нута, который был замочен на ночь, горячего (дымящегося) молока (или же летом йогурта, приготовленного преданными), сырого имбиря и фруктов, таких как апельсины и (или) яблоки, подавали во всех храмах, каждый день, как и указывал Шрила Прабхупада; теперь этого не существует.
52. Каждый день в обед всем преданным подавали чапати, как и указывал Прабхупада; теперь это редкость.
53. Горячее молоко подавали каждый вечер (кроме воскресенья) в девять часов вечера, как и указывал Прабхупада; теперь этого не делают.
54. Преданные были очень бдительными относительно того, чтобы доедать весь прасад, который был положен в их тарелку, и даже тот прасадам, который мог упасть на пол, вплоть до последнего зернышка риса; в наше время преданные иногда выбрасывают прасадам в мусорное ведро.
55. Преданные никогда даже не помышляли о том, чтобы накладывать себе, когда они принимали прасад, сперва не помыв рук; теперь преданные иногда едят правой рукой и в то же время накладывают себе добавку левой рукой.
57. Преданные были очень строги относительно того, чтобы никогда не предлагать Господу и (или) не есть пищу, особенно из злаков, приготовленную непреданными; в наше время многие не столь строги.
58. Повара готовили для удовольствия Божеств, поэтому прасадам был всегда подслащен или посолен в самый раз. Никогда не требовалось добавлять сахар или соль; теперь же, похоже, готовят так, чтобы угодить преданному, который предпочитает наименьшее количество соли или сахара, и ожидается, что остальные могут сами добавить себе соли или сахара, как это делают карми.
59. Повара никогда не думали о том, чтобы пойти в кухню готовить пищу, будучи одетыми в одежду непреданных; теперь такое иногда происходит.
60. Воскресные пиры были намного более роскошными, чем обычный прасадам преданных (20 блюд не было чем-то необычным); теперь же зачастую всё происходит наоборот.
68. Во всех храмах, следуя наставлениям Прабхупады, раз в неделю проводили «иштагоштхи»; теперь это редкость.
Из статьи «Старое против нового: об изменениях в ИСККОН, произошедших с тех пор, как Прабхупада лично всем управлял», Пратьятоша дас (АЧБСП) (при участии Бхакты даса (АЧБСП), Курма-Рупы даса (АЧБСП), Урмилы деви даси (АЧБСП)), 10 декабря 1997 г.
http://pratyatosa.com/?P=42 Я также переводил ответы ученика Шрилы Прабхупады Яшода-нанданы прабху на вопросы, которые я задавал ему по почте:
Ответы ЕМ Яшодананданы даса на вопросы, связанные практикой преданного служения и стандартами, которые были установлены Шрилой Прабхупадой и соблюдались в ИСККОН в период его проявленного присутствия.
Яшоданандана прабху — один из старших учеников Шрилы Прабхупады, который впервые повстречал Его Божественную Милость в Монреале в 1967 г., в августе 1969 г. он получил официальное посвящение в Нью-Йорке в первом храме ИСККОН на Второй Авеню, 26, затем по поручению Шрилы Прабхупады путешествовал и проповедовал вместе с ЕС Гурукрипой Свами в США, Индии и Японии, собирая и отправляя финансовые средства Шриле Прабхупаде на строительство храмов ИСККОН в Индии. После возвращения с проповеднической поездки по Южной Индии по просьбе Шрилы Прабхупады с лета 1976 г. в течение нескольких лет (до марта 1979 г.) занимался служением в гурукуле ИСККОН во Вриндаване, а также был назначен региональным секретарем ИСККОН по Южной Индии.
ЭТИКЕТ И РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСЕЩЕНИЯ ЦЕНТРА ИСККОН
Вопрос: Правило, согласно которому перед Божествами не следует носить красную и синюю одежду, относится только к преданным-мужчинам. Преданные-женщины могут носить синие/синеватые и красные/красноватые сари в храме. Это правильно?
Ответ Яшодананданы прабху: Да, правильно.
Вопрос: Что касается колокольчика, в который следует звонить при входе в храм, он должен находиться снаружи здания или возле двери алтарного зала?
Ответ Яшодананданы прабху: Возле двери алтарного зала.
Вопрос: Является ли правильной следующая последовательность принесения поклонов при входе в алтарный зал:
а) если алтарь Божеств открыт, то следует поклониться сначала Шриле Прабхупаде, затем Божествам (и после закрытия алтаря можно поклониться другим вайшнавам).
Ответ Яшодананданы прабху: Правильно.
Вопрос: б) если алтарь Божеств закрыт, то следует поклониться сначала Шриле Прабхупаде, затем другим вайшнавам (и после открытия алтаря можно поклониться Божествам).
Ответ Яшодананданы прабху: Правильно, но после открытия алтаря нужно поклониться Божествам.
Вопрос: Преданным-мужчинам следует предлагать поклоны в виде дандавата, если позволяет пространство, а преданным-женщинам — только в виде панчанга-пранамы?
Ответ Яшодананданы прабху: Женщины тоже могут кланяться в виде полного дандавата.
ЧТЕНИЕ КНИГ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИЙ В ИСККОН
Вопрос: Являлось ли практикой в центрах ИСККОН читать книгу «Кришна» вечером перед сном? Советовал ли это делать Шрила Прабхупада, и если да, должно ли это быть регулярной практикой?
Ответ Яшодананданы прабху: Да, верно.
Вопрос: Перед чтением «Шримад-Бхагаватам» преданные повторяют стих Ш. Б. 1.2.4 (нарайанам намаскритйа...) и Ш. Б. 1.2.18 (нашта-прйешв...). Была ли эта практика уполномочена Шрилой Прабхупадой во время его физического присутствия?
Ответ Яшодананданы прабху: Да, есть много различных версий этого. Повторяли Ом Намо Бхагавате Васудевайа и иногда оба дополнительных стиха. Нет вреда.
Вопрос: Насколько я вижу на видеозаписях и слышу на аудиозаписях, Шрила Прабхупада просто трижды повторял ом нам бхагавате васудевайа. Кроме того, перед чтением «Чайтанья-чаритамриты» преданные повторяют стих джайа джайа шри чаитанйа... Опять же, вопрос в том, является ли это стандартной практикой, введенной Шрилой Прабхупадой? Следует ли повторять этот стих, или же достаточно ом намо бхагавате васудевайа?
Ответ Яшодананданы прабху: В любом из этих вариантов нет вреда. Все они трансцендентны.
Вопрос: Я читал о том, что Шрила Прабхупада указывал проводить классы по «Шримад-Бхагаватам» по утрам, а по «Бхагавад-гите» или по «Нектару преданности» — по вечерам. Поскольку он также назвал «Чайтанья-чаритамриту» одной из четырех основных книг, которые нужно изучать в Движении сознания Кришны, вопрос в том, когда следует проводить классы по «Чайтанья-чаритамрите»: утром, вечером или и утром, и вечером?
Ответ Яшодананданы прабху: Вечером.
В 1970 г. по указанию Шрилы Прабхупады преданные изучали «Нектар преданности» в течение 40 минут после обеда. Это было публичное чтение в алтарном зале.
Вопрос: Я видел, что матаджи и прабху сидели в разных половинах алтарной комнаты в 1970-х годах, но не некоторых изображениях прабху находятся слева, на других — справа. Как правильно?
Ответ Яшодананданы прабху: Мужчины — в левой половине алтарной, женщины — в правой. Таким был изначальный стандарт.
Вопрос: Верно ли, что следует организовывать особые детские программы по воскресеньям, чтобы дети никого не беспокоили на основной программе? Практиковалось ли это во время физического присутствия Шрилы Прабхупады?
Ответ Яшодананданы прабху: Да, спектакли и пьесы.
Вопрос: Сейчас по окончании лекции преданные, находящиеся в алтарной комнате, произносят «Шрила Прабхупада ки джай, грантха радж Шримад-Бхагаватам ки джай/Бхагавад-гита ки джай, Гаур Премананде Хари бол». Но, насколько я слышу на аудиозаписях, сделанных во время физического присутствия Шрилы Прабхупады, там всегда произносят «джая Шрила Прабхупада», и на этом лекция заканчивается. Что следует произносить в конце лекции?
Ответ Яшодананданы прабху: Джая Шрила Прабхупада.
Вопрос: Я читал, что Шрила Прабхупада учредил ишта-гоштхи — обсуждения среди преданных для того, чтобы рассматривать и решать различные философские и практические вопросы, чтобы помогать друг другу улучшать свое понимание и что такие собрания проводились в центрах ИСККОН еженедельно. Это правильно?
Ответ: Да, в ранние годы.
Вопрос: И если так, то а) когда они проводились — вместо одного из регулярных классов, утреннего или вечернего, в течение недели, — или проводилось отдельное собрание (если так, в какой день недели и в какое время); б) как составлялась повестка — заранее или просто преданные задавали интересующие их вопросы во время собрания?
Ответ Яшодананданы прабху: Мне не известны какие-либо конкретные указания относительно времени проведения ишта-гоштхи. Нет вреда в том, чтобы заранее подготовить повестку собрания.
АРАТИ И КИРТАН
Вопрос: Что насчет изображений Господа Нрисимхадева, Радхи-Кришны, Вринды-деви и др., помещаемых на алтарь — были ли они на алтарях в центрах ИСККОН во время физического присутствия Шрилы Прабхупады?
Ответ Яшодананданы прабху: Нет вреда в том, чтобы поставить на алтарь Господа Нрисимху, Радху-Кришну, Вринда-деви и др. В большинстве случаев на алтарях [в новых проповеднических центрах, где, согласно указанию Шрилы Прабхупады поклонялись плоскому изображению Панча-таттвы, а не Божествам] стояли изображения Шрилы Прабхупады, предыдущих ачарьев и Панча-таттвы. Пожалуйста, обрати внимание на то, что к категории предыдущих ачарьев также относятся шесть Госвами.
Вопрос: Когда преданные в центрах ИСККОН поют Гаура-арати, я замечаю, что после припева «шанкха бадже гханта бадже мадхур мадхур мадхур бадже» всегда поется «нитай гаура хари бол хари бол хари бол (нитаи гаура) хари бол», затем продолжается Гаура-арати со строки «баху-коти...» У меня возникает вопрос: почему поется этот припев, ведь его нет в тексте бхаджана Бхактивиноды Тхакура, и каково происхождение этой мантры «нитай гаура хари бол», что она означает (мы призываем Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду воспевать имя Господа Хари?).
Ответ Яшодананданы прабху: Это проникновение в ИСККОН стиля киртана гаудия-матхов.
Вопрос: Санкционировал ли Шрила Прабхупада эту мантру?
Ответ Яшодананданы прабху: Не существует записанного свидетельства о подобном разрешении.
Вопрос: Я читал о том, что он был против добавлений, искажений авторитетных мантр, песен и т. д. Послушав несколько записей «Гаура-арати», сделанных в ранние годы ИСККОН, я услышал, что этот припев в основном нигде не поется (кроме одной записи). Хотелось бы понять, как к этому относиться. Является ли этот припев допустимой практикой или же это пример неавторитетного добавления, которое по какой-то причине распространилось в ИСККОН?
Ответ Яшодананданы прабху: Лучше всего придерживаться изначального метода киртана, данного Шрилой Прабхупадой.
Вопрос: Я читал, что Шрила Прабхупада никогда не заканчивал киртаны припевами типа «джая Нрисимхадев/Радхе/Гаура-Нитай» и т. д.
Ответ Яшодананданы прабху: Верно.
Вопрос: И даже прямо говорил так не петь.
Ответ Яшодананданы прабху: Тоже верно.
Вопрос: На записях киртанов ИСККОН в 1960-70-х годах я не нахожу, чтобы после молитв, например, Господу Нрисимхадеву преданные пели «джай Прахлада Махарадж/бхакта Прахлад... джая Нрисимхадев/Лакшми-Нрисимха» и т. п., и этих припевов также нет в тексте молитв. Откуда появились эти припевы?
Ответ Яшодананданы прабху: Это очередные неуполномоченные добавления.
Вопрос: Пели ли всё-таки преданные такие «джая-припевы» в ранние годы, было ли это санкционировано Шрилой Прабхупадой?
Ответ Яшодананданы прабху: Нет.
Таким образом, молитвы Господу Нрисимхадеву заканчиваются после слов джайа джагадиша харе. Затем все кланяются и произносят пранама-мантру Шрилы Прабхупады.
Вопрос: Закончив петь молитвы Господу Нрисимхе во время арати, все кланяются и произносят пранама-мантру Шрилы Прабхупады. Следует ли это делать?
Ответ Яшодананданы прабху: Да. Это делали всегда. Таков стандарт.
Вопрос: Если в центре или в частной квартире нет деревца Туласи, следует ли проводить Туласи-арати перед изображением деревца Туласи или божества Вринды деви, или же в этом случае Туласи-арати следует пропустить?
Ответ Яшодананданы прабху: Нет нужды пропускать. Арати можно провести перед изображением деревца Туласи-деви.
Вопрос: Во время Туласи-арати преданные подходят по одному к Туласи-деви, очищают руки водой из панча-патры и трижды предлагают немного воды в почву рядом с Туласи. Следует ли также касаться почвы безымянным пальцем правой руки и прикасаться ко лбу, а затем кланяться?
Ответ Яшодананданы прабху: Во время прадакшины (обхода) можно предложить воду Туласи-деви, а также прикоснуться к священной почве туласи и поместить немного влажной туласи-мрттики (священной почвы туласи) на лоб или на макушку.
Кланяться следует после прадакшины, когда произносят молитву Вриндайаи туласи девйаи (трижды).
Вопрос: Сколько кругов следует делать пуджари, предлагая каждую упачару? Следует ли произносить упачара-мантры и мула-мантры, которые указаны в книге «Панчаратра-прадипа», изданной GBC Press, или же пуджари следует делать это молча?
Ответ Яшодананданы прабху: Семь кругов. Молча. Во время проявленного присутствия Шрилы Прабхупады мы просто предлагали, не произнося мула-мантр.
Эта книга GBC, «Панчаратра-прадипа», была составлена не во время проявленного присутствия Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада хотел книгу, посвященную поклонению Божеству, объемом в 20 страниц, а они написали 700- или 800-страничную книгу!
Вопрос: Является ли правильным и достаточным следующий метод совершения ачамана:
а) Очистить руки, капнув на них воду, в одну ладонь, затем в другую.
б) Капнуть три капли в правую ладонь и в это время произнести: ом кешавайа намаха. Затем выпить эту воду.
в) Капнуть три капли в правую ладонь и в это время произнести: ом нарайанайа намаха. Затем выпить эту воду.
г) Капнуть три капли в правую ладонь и в это время произнести: ом мадхавайа намаха. Затем выпить эту воду.
Ответ Яшодананданы прабху: Правильно.
Вопрос: Ачаман следует делать сидя, на асане, и не следует делать стоя?
Ответ Яшодананданы прабху: Допустимо делать и сидя, и стоя.
Вопрос: Шрила Прабхупада пишет в «Шри Чайтанья-чаритамрите» и говорит в беседах, что надо начинать мангала-арати в брахма-мухурту. Как на практике это реализовывалось в ИСККОН, скажем, в северных центрах, где время восхода солнца сильно колеблется в течение года?
Ответ Яшодананданы прабху:
Шрила Прабхупада: Правило таково: за полтора часа до восхода. Вот так вы должны сделать. Когда восходит солнце, как раз за полтора часа до этого мангала-арати.
Из беседы, Япония, 22.04.1972
«Если хотите следовать Чайтанье Махапрабху, то нет и речи о том, чтобы спать утром. Человек должен вставать, как минимум, за полтора часа до восхода солнца. Это мангала-арати. Мангала-арати означает встать рано утром, принять омовение и приготовиться к мангала-арати. Затем начинать свое воспевание, молитву. Такова деятельность».
Из беседы со Шрилой Прабхупадой в саду, Алигарх, 09.10.1976
если невозможно скорректировать время, то летом можете начинать в 4.30 утра, зимой — в 5.00 утра.
Вопрос: Вводилось ли летнее и зимнее время начала мангала-арати?
Ответ Яшодананданы прабху: Да.
ПРАСАД
Вопрос: Шрила Прабхупады упоминает, что не следует предлагать дважды вареный рис. Дважды вареный означает пропаренный, то есть рис, обрабатываемый паром до его упаковки? Такой пропаренный рис считается непригодным для предложения?
«Коричневый рис чаще всего дважды вареный, поэтому его нельзя использовать для приготовления кришна-прасада. Нешлифованный рис, который похож на коричневый, использовать можно. Обычно в Америке коричневый рис дважды вареный, то есть, он не подходит. Шлифованный или нешлифованный — все равно, а вот дважды вареный использовать нельзя. Дважды вареный рис считается нечистым. Рис, прожаренный на солнце, годится».
Из письма Шрилы Прабхупады Махапуруше, 17 октября 1967
Ответ Яшодананданы прабху: Правильно. Коммерческий пропаренный, дважды вареный рис не годится.
Вопрос: Являются ли варенье и фруктовые консервы саттвичной пищей и когда их следует предлагать: не позднее трех часов после приготовления или же приемлемо предлагать такую пищу спустя недели/месяцы?
Ответ Яшодананданы прабху: Являются, если они приготовлены инициированными преданными, а не непреданными. Я знаю, что во время присутствия Шрилы Прабхупады мы иногда предлагали яблочное пюре и сливовое пюре (apple sauce и plum sauce) (которое называется «Радха красная» — Radha red).
Законсервированную пищу, как правило, не предлагали месяцы спустя. Можете предлагать ее сразу же после того, как она приготовлена, и хранить в течение нескольких месяцев в холодильнике.
Вопрос: Я вижу, что преданные зачастую покупают хлеб или лепешки в обычных кармических магазинах и затем предлагают их и едят как прасадам, или же иногда они вначале держат их над огнем, а затем предлагают. Является ли эта практика авторитетной, была ли она санкционирована Шрилой Прабхупадой?
Ответ Яшодананданы прабху: Нет. Мы не делали этого во время проявленного присутствия Шрилы Прабхупады. Он не санкционировал это. В храмах мы всегда готовили свежие чапати.
Вопрос: Разные преданные рассказывали мне о том, что несмотря на серьезный экономический кризис в России в 1990-х местные храмы ИСККОН бурно развивались и получали множество пожертвований, много денег приходило от продажи книг и т. д., и поэтому они могли устраивать роскошные пиры, но как только начали вводить платные талоны на прасад (даже, как мне рассказали, в одном из храмов это было сделано в том числе для брахмачари), то поступление денег и продуктов упало. Я видел подобные талоны на прасадам во Вриндаване в Кришна-Баларама Мандире. Это приемлемо? Давал ли Шрила Прабхупада разрешение на то, чтобы прасадам продавался в храмах ИСККОН?
Ответ Яшодананданы прабху: Не для преданных, которые служат и живут в храме. Специальный прасад продавался широкой публике — самосы, сладкие шарики и т. п. Такой программы, как талоны на прасад, не существовало.
Вопрос: В «Песнях ачарьев-вайшнавов» приводится две части песни «Прасада-севайа». Я никогда не слышал, чтобы преданные пели вторую часть этой молитвы во время почитания прасадам за 15 лет с тех пор, как я впервые посетил центр ИСККОН, хотя я слышал от старшей преданной, что в 1980-х и в 1990-х в российском ИСККОН произносили также вторую часть. Следует ли также произносить вторую часть «прасада-севайа»?
Ответ Яшодананданы прабху: Нет вреда в том, если преданные слушают и вторую молитву. Во время присутствия Шрилы Прабхупады мы пели шарира авидйа джал, а в дни экадаши — маха-прасаде говинде.
Вопрос: Следует ли преданным слушать запись лекции или киртана во время почитания прасадам? Была ли такая практика в ИСККОН во время физического присутствия Шрилы Прабхупады?
Ответ Яшодананданы прабху: В основном кто-нибудь из преданных читал «Шри Чайтанья-чаритамриту».
Нет вреда, если преданные послушают лекцию Шрилы Прабхупады. (Конец.)
Яшоданандана прабху является прабхупаданугой, см. его интервью об истории ИСККОН и наставлениях Шрилы Прабхупады об инициациях в ИСККОН от его имени (с русскими субтитрами):
https://www.youtube.com/watch?v=1UFvXTsbrCQ Вообще, необходимо проводить целое исследование, очень разностороннее и глубокое - фактически по всем стандартам и программам деятельности ИСККОН, о том, какими действительно являлись стандарты садхана-бхакти, согласно наставлениям Шрилы Прабхупады, потому что, как показывает опыт, во множество сфер проникли искажения, особенно порожденные неавторитетной системой гуру, которую Шрила Прабхупада никогда не создавал. У меня есть файл, в который я собираю подобные материалы, переведенные на русский язык и взятые из различных пособий и статей, но они всё еще в стадии черновика.