Харе Кришна, Daniel!
1. О сути цитаты. Да, маха-мантра должна быть получена в цепи авторитетной вайшнавской сампрадаи. Но как именно это происходит?
Вначале в человеке, искренне стремящимся узнать о природе своей личности, о Боге, о духовном мире и т. п., накапливается вера в то, что этот путь - наиважнейший, и он привлекается им. Затем он начинает больше общаться с теми, кто идет по пути преданного служения Богу. Более-менее окрепнув духовно, он стремится получить официальное посвящение и строже следовать правилам практики бхакти-йоги (эта ступень называется бхаджана-крийа). Однако настоящее посвящение - это искренность и серьезность в принятии наставлений Верховного Господа, изложенных в священных писаниях и переданных по цепи ученической преемственности. Кроме того, в нашем случае следует отметить, что мы не читаем, скажем так, "голые" Веды, мы сатараемся читать их в изложении и с комментариями современного ачарьи - Шрилы Прабхупады. Слушая/читая его, мы уже устанавливаем связь с истинной преемственностью духовных учителей. Он указал нам, какая мантра наиболее важна в нашу эпоху - маха-мантра Харе Кришна. Мы не сами решили выбрать ее из множества мантр, приведенных в различных разделах Вед. Когда мы читаем текст маха-мантры в его комментариях, объяснение значения этой мантры, это значит, что мы фактически получаем эту мантру от него, так как он в прямом смысле произносил свои комментарии, записывая их на диктофон. То есть наше повторение этой мантры даже без официального посвящения уже имеет связь с парампарой. Шрила Прабхупада говорил об этом так:
«Ученик это тот, кто всегда следует указаниям духовного учителя. Я прошу своих учеников избегать четырех запретных видов деятельности, а именно не есть мяса, рыбы или яиц, не вести недозволенную половую жизнь, не принимать одурманивающих веществ, включая чай, кофе, сигареты и т.д., и не участвовать в азартных играх. Помимо этого моим ученикам необходимо каждый день повторять шестнадцать кругов Харе Кришна мантры на джапа-мале. Если ты можешь следовать этим принципам без нарушений, тогда ты так же хорош, как мой ученик. И после того как ты будешь следовать этим принципам на практике в течение нескольких месяцев, тогда мы сможем рассмотреть вопрос о твоем официальном посвящении. Этот процесс ежедневного повторения на джапа-мале Харе Кришна мантры полностью: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе - на каждой бусине, то есть 108 раз за один круг, этот процесс очень быстро очистит твое существование, и ты очень быстро придешь к своему верному духовному пониманию. Поскольку ты спросил меня, таков мой совет тебе».
Из письма Шрилы Прабхупады Суреш Чандре, 11.08.1972
«В основном, люди интересуются религией, экономическим развитием, чувственными наслаждениями и освобождением, но любовь к Богу превыше всего этого. Истинный духовный учитель повторяет святые имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - и эта трансцендентная звуковая вибрация входит в ухо ученика. Если ученик следует по стопам своего духовного учителя и повторяет святые имена с тем же почтением, он, на самом деле, приходит к поклонению трансцендентному имени. А когда преданный поклоняется святому имени, само имя наполняет своим величием сердце преданного. Когда преданный достигает совершенства в повторении трансцендентной вибрации, он может стать духовным учителем и освободить всех людей в мире. Повторение святого имени столь могущественно, что оно постепенно утверждает свое превосходство над всем в мире. Преданный, повторяющий его, погружается в трансцендентный экстаз, и в этом экстазе он то смеется, то плачет, то пускается в пляс. Иногда неразумные люди чинят препятствия повторению этой маха-мантры, но тот, кто достиг уровня любви к Богу, громко поет это святое имя для всех, кто нуждается в нем. В результате этого каждый становится посвященным в воспевание святого имени Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Слушая и воспевая святые имена, человек может вспомнить формы и качества Кришны».
«Учение Господа Чайтаньи», глава 18
Вспоминает ученик Шрилы Прабхупады Ваикунтханатха дас:
«В 1972 году, когда Прабхупада давал серию лекций по «Нектару преданности» во Вриндаване в течение месяца, мне не давала покоя одна мысль. Когда я пришел в Движение, меня учили, что система парампары подобна цепочке, и если ты не инициирован, если не присоединился к этой цепи, ты не сможешь вернуться домой, к Богу. Я думал: «Мы распространяем так много книг, но если люди, читающие их, не инициированы, они не смогут вернуться обратно к Богу». Итак, в один из дней я шел вслед за Прабхупадой из самадхи Рупы Госвами, где он прочитал лекцию, и прямо перед входом во внутренний двор я сказал Прабхупаде: «Мы распространяем так много книг, но если люди не инициированы, тогда они не смогут вернуться обратно к Богу». Прабхупада повернулся, посмотрел мне прямо в глаза и сказал: «Просто читая мои книги, они становятся инициированными». Я подумал: «Это поразительный пример сострадания».
«Преданный: Я приехал в Нью-Йорк из Детройта с рекомендательным письмом от Бхагавана даса для получения инициации. Письмо у меня с собой.
Шрила Прабхупада: Ты будешь инициирован. Все вы, когда согласитесь следовать регулирующим принципам и будете рекомендованы нашими людьми, тоже сможете получить инициацию. Инициация — это формальность. Прежде всего вы должны решить, будете ли соблюдать правила и ограничения и посвящать своё сознание Кришне. Это ваш выбор. Вы должны решить для себя, собираетесь ли вы серьезно принять сознание Кришны. Это решение остается за вами. Инициация — это формальность. Если вы серьезны, то это и есть настоящая инициация. Вы должны понять философию Кришны, и если решите, что серьезно принимаете сознание Кришны и будете проповедовать эту философию другим, то это и будет вашей инициацией. Мое прикосновение — просто формальность. Ваша решимость — вот что является инициацией».
Из статьи «В поисках божественного», журнал «Обратно к Богу», 1970 г., том 1, № 49
«Зачем проводить различие между воспеванием и распространением книг? Эти книги я начитал и записал на пленку, после чего они были перенесены с аудиозаписей на бумагу. Это записанные киртаны. Поэтому распространение книг — тоже воспевание. Это не обычные книги. Это записанное воспевание. Любой, кто читает их, он слушает».
Из письма Шрилы Прабхупады Рупануге дасу, 19.10.1974
«Так или иначе, с 1922-го по 1933-й год официально я не был инициирован, но во мне появилось стремление проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху. Вот о чем я думал. Это и было инициацией от моего Гуру Махараджи».
Из лекции Шрилы Прабхупады, Хайдарабад, 10.12.1976
«Официальная инициация не имеет значения, если человек не предался гуру полностью. В таком случае об инициации не может быть и речи. «Дибйа-гйана хриди прокашито».
Шрила Прабхупада, лекция, Новый Вриндаван, 1974 год
Таким образом, если человек искренне читает/слушает ведическую мудрость в изложении нынешнего ачарьи сампрадаи - Шрилы Прабхупады, - то нельзя считать, что такой человек не имеет духовного учителя. Он "так же хорош", как и официально инициированный ученик. В то время как тот, кто получил официальную инициацию, но не принял сознание Кришны в своем сердце, еще в действительности не инициирован. Конечно, официальная инициация тоже имеет значение, и Шрила Прабхупада установил в качестве стандарта для своего Общества получение официальной инициации в соответствии с панчаратрика-видхи, следуя по стопам своего духовного учителя. Но в любом случае, официальная инициация не происходит очень быстро. Мы видим, что сам Шрила Прабхупада получил ее спустя 11 лет после того, как всем сердцем принял наставления своего духовного учителя о миссии Господа Чайтаньи Махапрабху.
Точно так же Шрила Прабхупада говорил, что про тех христиан, которые искренне следуют учению Христа и заповедям христианства, нельзя говорить, что они без духовного учителя:
Мадхудвиша: Есть ли возможность для христианина справиться без помощи духовного учителя? Сможет ли он достичь духовного неба, уверовав в слова Иисуса Христа и пытаясь следовать его наставлениям?
Шрила Прабхупада: Я не понимаю.
Тамала Кришна Госвами: Может ли христианин нашего времени, без духовного учителя, но читая Библию и следуя словам Иисуса, достичь...
Шрила Прабхупада: Когда ты читаешь Библию, ты следуешь духовному учителю. Как ты можешь говорить, что без учителя? Если ты изучаешь Библию, это означает, что ты следуешь наставлениям Господа Иисуса Христа. Это значит, что ты следуешь духовному учителю. Где же тут возможность быть без духовного учителя?
Мадхудвиша: Я имею в виду живого духовного учителя.
Шрила Прабхупада: Духовный учитель это не вопрос о... духовный учитель вечен. Духовный учитель вечен, а ты спрашиваешь, как без духовного учителя. На любой стадии жизни ты не можешь без духовного учителя. Ты можешь принять того или иного духовного учителя. Это другой момент. Но ты должен принять его. Ты говоришь: «Читая Библию». Когда ты читаешь Библию, это означает, что ты следуешь духовному учителю, которого представляет какой-либо священник в линии Господа Иисуса Христа.
Утренняя прогулка, Сиэтл, 02.10.1968
Таким образом, вам нет нужды волноваться о маха-мантре. Повторяйте ее и старайтесь изучать наставления Вед в книгах Шрилы Прабхупады, и если искренне примете в свое сердце Шрилу Прабхупаду своим духовным учителем, то вы уже, по сути, будете инициированным, и святые имена одарят вас всеми благословениями. Позднее, если получите официальную инициацию в качестве ученика Шрилы Прабхупады, то ваше посвящение даже с официальной точки зрения будет совершенным.
2. Об авторе процитированной вами книги "Реформа чтения джапы". Я должен сказать, что книги Сатсварупы даса Госвами и других современных гуру ИСККОН лучше не читать. Вся эта система многочисленных дикша-гуру в ИСККОН никогда не уполномочивалась Шрилой Прабхупадой. Он не давал на это разрешения. Соответственно, эти гуру неавторитетны. В частности, Сатсварупа дас Госвами является одним из одиннадцати первых гуру, появившихся после физического ухода Шрилы Прабхупады. В действительности, он был назначен только в качестве жреца, священника - ритвика, - который должен был проводить церемонии посвящения от имени Шрилы Прабхупады, помогая его будущим последователям становиться инициированными учениками Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада не уполномочивал его становиться самостоятельным инициирующим гуру. Подробнее об этом со всеми доказательствами вы можете прочитать здесь:
http://guruprabhupada.forum24.ru/?1-2-0-00000102-000-0-0-1463203278 Часть последователей Шрилы Прабхупады принимает его наставления о том, что он является единственным ачарьей в его Обществе, а часть, к сожалению, не принимает.
Таким образом, я вынужден сказать, что неавторитетных гуру лучше не слушать и не читать, потому что в их книгах, лекциях и других наставлениях, к сожалению, много искажений. Я могу порекомендовать только одну книгу Сатсварупы даса Госвами - "Очерки ведической литературы", которая была написана еще 1977 г., и Шрила Прабхупада лично одобрил эту книгу. Впоследствии Сатсварупа дас Госвами, к сожалению, став неуполномоченным ачарьей, создал серьезные проблемы на своем духовном пути и, соответственно, его произведения утратили прежнюю духовную ценность. Вы можете убедиться в этом, посмотрев, что произошло с Сатсварупой дасом Госвами - это типичная история, которая происходит с неистинными гуру:
После консультации с исполнительным комитетом GBC Сатсварупа дас Госвами распространил письмо от 1 мая 2004 г. (см. текст на английском языке:
http://www.iskconirm.com/docs/webpages/SDG_letter.pdf), в котором признался в непродолжительном романе с замужней преданной, его духовной сестрой, имевшим место полтора года до этого, когда она была его терапевтом. Он извинился за свое духовное падение и сообщил, что находится под наблюдением профессионального психиатра (I’m under the care of an expert psychiatrist MD). Цитата из письма:
«Сейчас всё больше пишут о том, что я, Сатсварупа Махараджа, и женщина-терапевт имели непродолжительные романтические отношения примерно полтора года назад. Как известно многим из вас, в течение ряда лет я испробовал различные виды терапии, чтобы излечиться от сложной формы расстройства — мигрени, вызываемой предчувствием тревоги. В одном из этих случаев в качестве консультанта мне помогала моя духовная сестра, и, к сожалению, я проводил сеансы наедине с ней. И таким образом развились наши отношения. Я, несомненно, совершил ошибку, и я почувствовал облегчение, написав письмо министру санньясы ИСККОН. Он спросил, был ли у меня с ней сексуальный контакт, и я честно ответил: «Нет». Кришна спас нас от этого».
10 мая 2004 г. были опубликованы вопросы и ответы относительно данной ситуации, и Сатсварупа дас Госвами написал, что между ним и его терапевтом имела место «физическая близость» (physically intimate) и что «если кто-то из тех, кого я инициировал, потеряли веру в меня из-за моего падения... я настоящим благословляю вас выбрать другого гуру ИСККОН, обратиться к нему и попросить его стать вашим шикша-гуру».
Полный текст вопросов и ответов Сатсварупы даса Госвами:
http://gaudiyadiscussions.gaudiya.com/topic_1647.html Совет GBC не стал официально лишать Сатсварупу даса Госвами статуса санньяси, что вызвало волну возражений, поскольку преданные указывали на явное нарушение Сатсварупой дасом Госвами строгих правил, предписанных монаху-санньяси:
«Тот, кто не женат — санньяси, ванапрастхи и брахмачари — никогда не должны общаться с женщинами (смотреть на них, касаться их, беседовать, шутить, флиртовать и заигрывать с ними). Санньяси должен избегать тех, кто имеет близкое общение с женщинами и занимается сексом».
«Шримад-Бхагаватам», 11.17.33
«Отреченный человек никогда даже стопой не должен прикасаться ни к девушке, ни даже к деревянной статуе женщины. От прикосновения к женщине он неизбежно будет пленен иллюзией, так же как слон пленяется слонихой из-за своего желания прикоснуться к ее телу».
«Шримад-Бхагаватам», 11.8.11
«...Такой человек иногда рядится в одежды санньяси или бабаджи в отречении, но он не может отказаться от желания чувственных наслаждений, особенно связанных с женщиной. Такой человек не может прогрессировать в духовной жизни. Есть восемь различных видов чувственных наслаждений с женщинами, в том числе разговор с ними, и мысли о них. Таким образом, санньяси, человек в отречении, разговаривающий с женщиной наедине, совершает величайшее оскорбление».
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 2.120, комментарий Шрилы Прабхупады
«Шримати Мадхавидеви была весьма возвышенной преданной, поэтому общение с ней, с целью добыть немного риса, для служения Шри Чайтанье Махапрабху, конечно, не было сильной провинностью. Тем не менее, только для сохранения регулирующих принципов в будущем, Шри Чайтанья Махапрабху вынужден был принять жесткие и быстрые меры, чтобы никто будучи в отречении и не думал общаться с женщинами. Если бы Шри Чайтанья Махапрабху не наказал Младшего Харидаса за это небольшое отклонение, то так называемые преданные Господа, использовали бы пример Младшего Харидаса, чтобы неограниченно продолжать свои вошедшие в привычку незаконные связи с женщинами. Они и в самом деле все еще проповедуют, что такое поведение допустимо для вайшнавов. Но это строго запрещено».
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 2.143, комментарий Шрилы Прабхупады
«Жизнь людей, отрекшихся от мира, регламентирована множеством правил и предписаний. Самым важным из них является строгий запрет на близкие отношения с женщинами. Он не имеет права даже разговаривать с женщиной наедине. Господь Чайтанья был идеальным санньяси, и когда Он жил в Пури, женщинам из числа преданных не позволялось даже приблизиться к Нему, чтобы выразить свое почтение».
«Бхагавад-гита как она есть», 16.1-3, комментарий Шрилы Прабхупады
«Если санньяси состоит в недозволенной связи с женщинами, все его притязания на титул санньяси сразу становятся лживыми».
«Шримад-Бхагаватам», 1.17.41, комментарий Шрилы Прабхупады
В 2005 г. издательством Gita Nagari Press была опубликована книга Сатсварупы даса Госвами «Sanatorium», в которой содержались откровенные описания сексуальных сцен (при этом саму книгу автор посвятил Шриле Прабхупаде). Подробнее:
http://www.iskconirm.com/docs/webpages/SDG_porn.htm и
http://www.iskconirm.com/docs/webpages/sats6.htm После ряда жалоб, направленных в GBC, в 2007 г. исполнительный комитет GBC распространил сообщение относительно данной книги:
Исполнительный комитет GBC
07.07.2007
В ответ на обеспокоенность некоторых преданных относительно книги «Sanatorium» Сатсварупа Махараджа дал следующий комментарий и решил отозвать весь оставшийся тираж книги.
Дорогие преданные,
Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде.
Я осознал, что моя книга «Sanatorium» содержит откровенные сексуальные сцены и упоминания. Я сожалею, что написал ее. Я приношу свои извинения и обещаю больше не писать подобных книг.
Ваш в служении Прабхупаде,
Сатсварупа дас Госвами (конец цитаты, текст на английском языке:
http://www.iskconirm.com/sdg.html)
Большой резонанс также вызвали картины Сатсварупы даса Госвами:
http://www.iskconirm.com/docs/pdf/sats2.pdf (была организована их выставка в Пенсильвании:
http://old.krishna.ru/news/15-news/4681--q-q.html). В частности, преданные указывали на следующее наставление Шрилы Прабхупады о живописи:
«Это нехороший стиль живописи. Это художественный стиль для удовлетворения чувств, только и всего. Я не могу поощрять такой стиль, это следует немедленно прекратить. Изображения должны быть подобны Божествам — формальными и достойными поклонения. Этот способ изображения сентиментален и не уполномочен. Картины должны быть такими, как пишут наши художники в Нью-Йорке. Не вводи никаких новых стилей».
Из письма Шрилы Прабхупады Мадхудвише, 08.12.1973
В итоге имя Сатсварупы даса Госвами было удалено из официального списка действующих гуру ИСККОН, а сам Сатсварупа дас Госвами написал, что еще некоторое время назад объявил о том, что проводит последнюю инициацию.
Конечно, это очень печально, когда складываются подобные ситуации. Рано или поздно положение дел в его личной жизни изменится к лучшему, ведь Шрила Прабхупада принял его своим учеником, а духовный учитель, однажды приняв ученика, не бросает его, даже если ученик временно совершает серьезные проступки.
Тем не менее эта ситуация наглядно показывает, что получать знание от такой личности в ее нынешнем состоянии (точнее с конца 1970-х годов по нынешнее время), не следует. В книгах Сатсварупы даса Госвами есть некоторые интересные цитаты Шрилы Прабхупады или воспоминания учеников о Шриле Прабхупаде, но чтобы выбирать подобные ценные вещи в его книгах, нужен опыт, поэтому, если этого опыта нет, лучше вообще его книги не читать. Увы, но я вынужден вам сказать это прямо, хотя это правда и неприятная. Последствия изучения духовной науки из книг отклонившихся личностей могут быть самыми неприятными. Шрила Прабхупада создавал свое Общество не для того, чтобы у людей появлялись серьезные духовные проблемы, а для того, чтобы эти проблемы устранялись. Поэтому я могу лишь еще раз порекомендовать изучать книги Шрилы Прабхупады и стараться избегать книг и лекций современных гуру ИСККОН.
3. В качестве альтернативы книге "Реформа чтения джапы" могу порекомендовать сборник наставлений Шрилы Прабхупады о Святых Именах, которые можно скачать по ссылке:
https://yadi.sk/i/H2Ut0zenprqh8