|
Отправлено: 26.10.16 09:53. Заголовок: Daniel, Харе Кришна!..
Daniel, Харе Кришна! Да, повторяя мантру Харе Кришна и практикуя один или несколько из девяти методов бхакти, можно достичь Верховного Господа. Здесь нужно немного пояснить смысл бхагавата-марга и его роль. Достаточно просто произнести один раз Святое Имя на уровне нама-абхаса (чистое, безоскорбительное повторение Святого Имени), как оно явит свое могущество и освободит личность от материального загрязнения. Достаточно просто произнести Святое Имя на уровне шуддха-нама и сразу обрести любовь к Богу. Однако для этого требуется высокая квалификация личности, чтобы маха-мантра полностью проявила свою силу. Маха-мантра действенна и на самом низком уровне (нама-апарадха, то есть повторение Святых Имен на стадии оскорблений), но не настолько, как на высших уровнях. Большинство людей, которые начинают повторять Святые Имена, находятся на стадии нама-апарадха, что естественно, и, соответственно, они не могут сразу повторять с чистотой и преданностью, не осознают глубину этого процесса. Поэтому для начинающих необходимы различные вспомогательные процессы, чтобы помочь им. Погрузиться в какой-то один метод из 9 рекомендованных, начинающий, как правило, не может. Вайшнавы, которые могли просто сосредоточиться только на постоянных молитвах или только на постоянном слушании, указаны в шастрах, но они уже были выдающимися личностями. Нам же рекомендуется заниматься несколькими методами, сочетая бхагавата-марг и панчаратрика-марг. Среди 9 методов бхакти пада-севанам (служение лотосным стопам Господа), арчанам (поклонение Божеству), ванданам (вознесение молитв и принесение поклонов), дасьям (отношение к Господу в сознании и роли слуги) относятся к панчаратрика-маргу. Поэтому, сочетая методы и настроение бхагавата-марга и панчаратрика-марга, рекомендуется получить посвящение у истинного ачарьи, поклоняться Божествам, изучать священные писания, петь мантры и молитвы, исполнять обязанности варн и ашрамов, заниматься проповедью и другой практической деятельностью в обществе преданных. Для начинающего это важные условия для достижения успеха в повторении Святых Имен. В организации духовного учителя Шрилы Прабхупады (то есть в Гаудия Матхе Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура) даже был герб с изображением тома "Шримад-Бхагаватам" и Лакшми-Нараяны, которые символизировали объединение методов бхагавата-марга и панчаратрика-марга. Если кто-то следует одному панчаратрика-маргу (особенно если не имеет сильной привязанности к Господу на уровне рага-бхакти, а следует предписаниям в основном из чувства долга), то он сможет подняться до планет Вайкунтхи и установить отношения с Богом в виде нейтральных отношений, отношений слуги и господина и почтительной дружбы. Тот же, кто следует бхагавата-маргу (или, иначе говоря, рага-маргу, в духе спонтанной глубокой привязанности, для которой предписания регулируемой практики бхакти теряют приоритет), сможет достичь высшей планеты Вайкунтхи - Кришналоки - и наиболее близких видов взаимоотношений с Богом - высших уровней дружеских отношений, родительских и отношений возлюбленных. Однако начинающие не могут, миновав панчаратрика/видхи-марг, сразу погрузиться в один лишь бхагавата/рага-марг (так поступают отклонившиеся сахаджии). Поэтому, следуя правилам и предписаниям, комбинируя эти методы, преданный будет прогрессировать. В священных писаниях и трудах авторитетных ачарьев разработаны рекомендации о том, как лучше всего прогрессировать в духовной жизни - сочетать методы панчаратрика-марга и бхагавата-марга, следуя той практике преданного служения, которую в детальном виде устанавливают ачарьи сампрадаи. Поэтому у нас в ИСККОН практическое следование бхагавата-маргу и панчаратрика-маргу дано ачарьей этого Общества, Шрилой Прабхупадой. Просто следуя той программе, которую он дал, можно успешно идти по пути духовной жизни.
|
|
Отправлено: 26.10.16 10:02. Заголовок: Несколько цитат для ..
Несколько цитат для подтверждения описанного выше тезиса. "Поэтому иногда мы вынуждены создать великолепный антураж, чтобы привлечь людей. Но и без этого достаточно повторять мантру Харе Кришна без каких-либо оскорблений. Поэтому наш Гуру Махараджа объединил оба процесса. Эта арча, арча [поклонение Божествам] - это панчаратрики-видхи. Согласно системе панчаратрики, "Нарада-панчаратре", необходимо поклоняться Божеству. А бхагавата-марга, путь "Шримад-Бхагаватам", это просто шраванам киртанам. Из девяти рекомендованных процессов: шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам [Ш. Б. 7.5.23], вплоть до шраванам киртанам смаранам - это бхагавата-марга. Это самое лучшее. А пада-севанам арчанам ванданам дасйам - это панчаратрики-видхи. Итак, обе видхи, обе эти системы были объединены. Одна помогает другой. Таков путь. Просто бхагавата-марга... Вот как в "Шримад-Бхагаватам", в начале, просто шраванам-парам сатйам дхимахи асйа [Ш. Б. 1.1.1] - смаранам, просто помнить, помятование о Высшей Истине. Но, разумеется, панчаратрика-видхи рекомендован во второй песни ["Шримад-Бхагаватам"]. Там описывается другой метод - панчаратрика-видхи, поклонение гигантской форме Господа. Об этом сказано. Но оба эти пути, объединенные вместе, чрезвычайно действенны. Бхагавата-марга. Бхагавата-марга поможет панчаратрика-марге, или процессу, а процесс панчаратрики поможет процессу бхагавата. Следование обоим этим путям очень полезно. Поэтому мой Гуру Махараджа ввел... Вы видели... как это называется? Та эмблема? На одной стороне панчаратрики-видхи, на другой - бхагавата-видхи. Это... Я видел этот герб Гаудия Матха. Да. На самом деле бхагавата-марга очень силен. Его достаточно. Но без панчаратрика-видхи это оскверненное тело, оскверненный ум преданного не может быть очищен. Поэтому в проповеди Движения сознания Кришны следует использовать оба метода". Из лекции Шрилы Прабхупады по "Шримад-Бхагаватам", 6.2.24-25, Горакхпур, 13.02.1971 Видура продолжал: Мне известно, что мудрец Нарада - величайший преданный Господа. Он составил трактат, в котором подробно описал практику преданного служения по системе панчаратрики, и удостоился чести воочию увидеть Верховного Господа. КОММЕНТАРИЙ: Достичь Всевышнего можно двумя путями. Один из них, путь «Шримад-Бхагаватам», именуется бхагавата-маргой, а другой носит название панчаратрика-видхи. Панчаратрика-видхи - это метод поклонения в храме, а бхагавата-видхи - практика преданного служения, состоящая из девяти форм деятельности, которые начинаются со слушания и повторения. Движение сознания Кришны объединяет эти методы, давая таким образом возможность каждому постепенно осознать Верховную Личность Бога. Как указал Видура, система панчаратрики была впервые описана великим мудрецом Нарадой. "Шримад-Бхагаватам", 4.13.3 с комментарием Шрилы Прабхупады "Как правило, поклонение Господу начинается с поклонения Нараяне, Вишну, тогда как поклонение Господу Кришне и Радхе является более сокровенным. Господу Нараяне поклоняются в соответствии с панчаратрика-видхи, то есть следуя регулирующим принципам, тогда как Господу Кришне поклоняются в соответствии с бхагавата-видхи. Пока человек не очистился, следуя предписаниям панчаратрика-видхи, он не имеет права поклоняться Господу по правилам бхагавата-видхи. Преданные-неофиты должны поклоняться Господу в соответствии с правилами панчаратрика-видхи, то есть регулирующими принципами, указанными в «Нарада-панчаратре». Преданные-неофиты не имеют доступа к Радхе-Кришне, поэтому поклонение Божеству в храме, основанное на регулирующих принципах, - это поклонение Лакшми-Нараяне. Хотя в храме может быть установлена виграха (форма) Радхи-Кришны, поклонение преданных-неофитов считается поклонением Лакшми-Нараяне. Поклонение в соответствии с правилами панчаратрика-видхи называется видхи-маргом, а поклонение в соответствии с принципами бхагавата-видхи называется рага-маргом. Принципы рага-марга предназначены только для тех преданных, которые достигли уровня, на котором находятся обитатели Вриндавана. Обитатели Вриндавана - гопи, мать Яшода, Нанда Махараджа, мальчики-пастушки, коровы и все остальные - находятся науровне рага-марга, или бхагавата-марга. Они участвуют в пяти основных расах: дасье, сакхье, ватсалье, мадхурье и шанте. Но хотя бхагавата-марг охватывает все пять рас, в первую очередь он предназначен для ватсальи и мадхурьи, то есть родительских и супружеских отношений. Кроме того, в нем есть випраламбха-сакхья, или поклонение Господу на высшей ступени дружеских отношений, которыми наслаждаются только мальчики-пастушки во Вриндаване. Кришна и мальчики-пастушки находятся в дружеских отношениях, однако эта дружба отлична от дружбы Кришны и Арджуны, которая относится к категории айшварьи. Когда Арджуна увидел вишва-рупу, грандиозную вселенскую форму Господа, ему стало страшно из-за того, что он обращался с Кришной как с обыкновенным другом, и он стал просить у Кришны прощения. Но мальчики-пастушки, друзья Кришны во Вриндаване, иногда катаются на плечах у Кришны. Они относятся к Кришне как к равному, обращаясь с Ним так же, как они обращаются друг с другом, и никогда не боятся Его и не просят у Него прощения. Таким образом, в рага-марге, или бхагавата-марге, дружба с Кришной находится на более высоком уровне, который называется випраламбха-сакхьей. Отношение к Кришне как к другу, родительское служение и супружеское служение - таковы расы рага-марга во Вриндаване. Недобросовестные люди, не желая служить Кришне в соответствии с регулирующими принципами видхи-марга, описанными в «Панчаратрике», хотят миновать этот этап и сразу перейти к принципам рага-марга. Таких людей называют сахаджиями. А еще есть демоны, которые наслаждаются описанием Кришны и Его игр с гопи, видя в этом оправдание своей распущенности. Эти демоны, авторы книг и лирических стихов о рага-марге, безусловно, идут прямой дорогой в ад. К несчастью, они ведут за собой многих других. Преданным, сознающим Кришну, нужно стараться избегать таких демонов. Мы должны строго следовать принципам видхи-марга, регламентирующим поклонение Лакшми-Нараяне, несмотря на то, что Господь присутствует в храме в образе Радхи-Кришны. Радха-Кришна включает в себя Лакшми-Нараяну, и, когда Господу поклоняются в соответствии с регулирующими принципами, Он принимает это служение, выступая в роли Лакшми-Нараяны. В «Нектаре преданности» даны подробные наставления о том, как нужно поклоняться Радхе-Кришне или Лакшми-Нараяне в соответствии с принципами видхи-марга. Тот, кто поклоняется Господу в соответствии с принципами видхи-марга, может нанести Божеству оскорбления шестидесяти четырех видов, но к поклонению на уровне рага-марга это не относится, так как преданные, находящиеся на этом уровне, настолько возвышенны, что ни о каких оскорблениях с их стороны просто не может быть и речи. Однако, если мы не будем следовать регулирующим принципам видхи-марга и не приучим свои глаза замечать нарушения этих принципов, мы не сможем прогрессировать. "Шримад-Бхагаватам", 4.24.45-46 «Поздравляю тебя с возвращением в наше Общество. Я рад, что ты чувствуешь себя хорошо в обществе преданных. Шрила Рупа Госвами писал, что преданное служение можно развить при помощи шести методов. Наверное, ты их знаешь. Это энтузиазм, терпение, убежденность, следование регулирующим принципам, честность в своей профессии и общение с преданными. Так вот, Общество сознания Кришны предназначено именно для того, чтобы дать людям возможность общаться с преданными. Преданные — это те, кто следует регулирующим принципам. Невозможно быть одновременно независимым и преданным, потому что всякая деятельность в преданности основывается на покорности. И в обществе преданных мы обучаемся этому важнейшему делу: как покоряться. Но если мы пытаемся стать преданными, и при этом сохранить свою независимость, ничего не получится. В своем письме ты сообщаешь, что не чувствуешь никакого вкуса ни к храмовой жизни, ни к поклонению Божествам. Это означает, что ты сохраняешь то же самое умонастроение, какое у тебя было до того, как ты покинул наше Общество. Наш метод состоит в принятии как бхагавата-марги, так и панчаратрики-марги. Ты, наверное, видел изображение Гаудия-миссии? Там с одной стороны нарисован том «Бхагаваты», а с другой стороны — Лакшми-Нараяна, символизирующие поклонение Божествам. Ты не продвинешься в преданном служении, если не будешь следовать одновременно обоими этими путями. Это как железная дорога: нужны оба рельса. Подобным образом, храмовое поклонение очень важно для нашего очищения от материального осквернения, а не очистившись, мы не сможем прославлять Господа. Как сказано в «Бхагавадгите», Господь совершенно чист, и мы не можем приблизиться к Кришне, не очистившись. Поэтому когда ты говоришь, что тебя не слишком вдохновляет поклонение Божествам и храмовая жизнь, я вижу, что болезнь твоя продолжается. В этих обстоятельствах одна лишь академическая карьера тебе не поможет. Если ты хочешь жить с нами, ты должен принять храмовый уклад жизни, а именно: чисто выбритая голова, соблюдение регулирующих принципов, украшение тела тилакой и т.д. Ты все это знаешь». Из письма Шрилы Прабхупады Раяраме, 22 октября 1971 «Распространение книг — это бхагавата-марга, а храмовое поклонение — панчаратрика-видхи. И то, и другое важно для развития вайшнавизма, но если сравнить, то бхагавата-марга важнее, чем панчаратрика-видхи. По возможности они должны идти параллельно, но все же бхагавата-марга важнее». Из письма Шрилы Прабхупады Говинда-дасу, 6 декабря 1974 «Санкиртана и распространение «Обратно к Богу» и другой нашей литературы — вот поле деятельности этого Движения. Храмовое поклонение второстепенно. Мы приглашаем людей в храм, чтобы они посмотрели на наших преданных, на их поведение, особенно в смысле очищения. Есть два вида методов очищения: внешние и внутренние. В нашем Движении сознания Кришны поклонение Божествам помогает нам очиститься внешне, а санкиртана поддерживает внутреннюю чистоту. Насколько это возможно, мы должны поддерживать оба этих процесса одновременно. Видя твой образцовый характер, обычные люди получат благо. В материально-обусловленном состоянии наши сердца полны всякой нечистоты, а метод сознания Кришны очищает их». Из письма Шрилы Прабхупады Чидананде, 15 декабря 1969 «Сейчас трудись с большим энтузиазмом и попроси Химавати очень-очень тщательно заботиться о Божествах. Вы оба видели в Лос-Анджелесе, как тщательно там поклоняются Божествам. Мы должны обеспечить свой стабильный прогресс, держа в равновесии обе части, а именно, панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Панчаратрика-видхи — это арчана, храмовое поклонение, а бхагавата-видхи — это проповедь посредством пения и распространения литературы. Хотя одного только пения достаточно, чтобы обеспечить все видхи, все же, для поддержания чистоты и святости мы должны соблюдать правила и предписания панчаратрика-видхи. Наши лондонские Божества несомненно прекрасны и великолепны, и любого человека очаровывает улыбающееся лицо Господа. Оно просто чарует». Из письма Шрилы Прабхупады Хамсадуте, 12 марта 1970 «Прежде всего я должен от всей души поблагодарить тебя за слайды и проектор, за которыми я провожу всякую свободную минуту. Изображения лондонского храма тут же уносят меня туда, и я как будто вновь наслаждаюсь вашим обществом. Насколько я понимаю, в лондонском храме все идет отлично. Вы, наверное, служите Господу настолько тщательно, что Радхарани прольет на вас Свои благословения, подняв правую руку, обращенную ладонью вперед. У тебя прекрасная жена, преданная и разумная. Вот вы, муж и жена, следите, чтобы поклонение было регулярным и тщательным, и так ваша жизнь станет счастливой и успешной. Параллельно вы оба должны обучать своих юных братьев и сестер в служении Господу, так чтобы в случае, если вы оба уедете проповедовать, храмовая программа не пострадала бы. Мы должны следовать двум важным линиям, именно: панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Бхагавата-видхи — это проповедническая деятельность и санкиртана, а панчаратрика-видхи — это храмовое поклонение Божествам. Храмовое поклонение очищает нас, и когда мы будем проповедовать с этим чистым сердцем, наша проповедь будет немедленно приносить плоды. Так что нам надо вести эти две параллельные линии одновременно, чтобы с успехом исполнять преданное служение». Из письма Шрилы Прабхупады Гурудасу, 15 марта 1970 «Как я уже много раз говорил, мы должны вести две линии параллельно: путь «Шримад-Бхагаватам» и путь панчаратрики. «Шримад-Бхагаватам» это путь, предназначенный для парамахамс, а панчаратра — путь для неофитов. Итак, храмовое поклонение необходимо для начинающих, чтобы, следуя правилам и предписаниям, такие преданные постепенно очищались и поднимались на уровень понимания «Шримад-Бхагаватам». Мы всегда должны иметь в виду эти принципы и вести наши центры в соответствии с этими стандартами». Из письма Шрилы Прабхупады Сатсварупе, 28 мая 1970 «Я посмотрел фотографии установления Божеств, которые ты прислал. Кажется, там все очень хорошо. Строго придерживайся принципов. Все преданные-брахманы выглядят очень привлекательно. Делай так и дальше и будь счастлив. В твоей стране нужно открыть сотни храмов, подобных этому. Город за городом, деревня за деревней. Я очень доволен. Каждый вновь открытый храм, каждая напечатанная книга — это успех нашего Движения. Без распространения книг уровень поклонения Божествам в храме будет снижаться. Поэтому заниматься надо и тем, и другим параллельно. На фотографиях я видел много посторонних людей, выражающих свое почтение с благоговением и трепетом. Поклонение Божествам очень важно. Как только у тебя наберется достаточное количество инициированных брахманов, постарайся открыть новый центр». Из письма Шрилы Прабхупады Курушрештха-дасу, 28 декабря 1976 «Когда наша повседневная деятельность — пение и повторение, чтение книг, арати, поклонение Божествам и т.д. — ведется хорошо, тогда и проповедь наша будет эффективной. В этом секрет». Из письма Шрилы Прабхупады Судаме, 26 января 1973
|