Здравствуйте. Харе Кришна!
Понимаю так. Бог и душа существуют, чтобы наслаждаться вечной жизнью, исполненной знания и блаженства.
В "Веданта-сутре" сказано о природе Бога: ананда-майо 'бхйасат - Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства. Чтобы изведать блаженство, Он проявляет Свою энергию в ее многообразии. Сейчас сложно вспомнить точную лекцию Шрилы Прабхупады, но помню, что в одной из своих ранних лекций Шрила Прабхупада сказал, что так же как мы стремимся не оставаться в одиночестве, а иметь семью и различные виды отношений с членами семьи, точно так же Бог, Кришна, проявляет разнообразие жизни, Свою семью - именно для того, чтобы наслаждаться жизнью. Шрила Прабхупада также сказал, что Кришна наслаждается так, что делится наслаждением с участниками этого процесса. А "матерью наслаждения" является разнообразие. Поэтому существуют различные отношения (расы) между различными категориями живых существ. Бог и душа существуют для того, чтобы наслаждаться определенным типом любовных отношений. Для этого есть Господин, есть занимающий подчиненное положение, у них есть определенная независимость, между ними есть определенный обмен чувствами и т. д. Поскольку душа - неотъемлемая частица Бога, цель ее существования - любить Бога и служить Ему, радовать Его, заботиться о Его интересах, добровольно участвовать в Его плане, Его деяниях, развлечениях. Господь Чайтанья сказал: према-пумартхо махан - высшая цель жизни - према, любовь к Богу. Чистое преданное служение с любовью к Богу - то, что привлекает Его больше всего. Личность прекрасна, когда с преданностью и любовью служит Богу (сарваир гунаис татра самасате сурах "Шримад-Бхагаватам" 5.18.12), а если этого нет, то у человека нет и по-настоящему прекрасных качеств (харав абхактасйа куто махад-гуна "Шримад-Бхагаватам" 5.18.12). Если душа направляет свое служение на свои корыстные интересы, она ведет материалистичный образ жизни и не испытывает счастья своего естественного положения духовной частицы, действующей на благо Полного Целого, корнем которого является Верховная Личность Бога. Для материальной концепции жизни это выглядит как парадокс: душа счастлива, когда приоритетом для нее являются не свои чувственные наслаждения, а чувственные наслаждения объекта своей любви, которым является Бог. Как сказал Прахлада Махараджа в "Шримад-Бхагаватам" 7.7.42, стоит пуститься в погоню за собственным счастьем, человек становится несчастным. Это может показаться удивительным, но такова природа души.
Иначе говоря, душа - это зависимая от Бога индивидуальная частица, являющаяся частью целого Абсолюта, и ее предназначение - деятельность на благо целого во взаимодействии с ним. Заботясь об интересах и удовольствии корня всего сущего - безграничной личности Бога (который в свою очередь заботится о благе Своих частиц), душа обретает максимальное удовлетворение. Если посмотреть вокруг, можно увидеть, что люди, которые испытывают на себе возрастающее влияние благости, чье состояние сознания относительно ясное и которых нет так сильно отягощает бремя грехов, чувствуют, что они хотят любить кого-то, восхищаться кем-то и дарить радость объекту своего влечения и любви. Истинным объектом этих устремлений души является Верховная Личность Бога.
Я понимаю, что жизнь устроена так.